Историк Валерий Вахмянин рассказал, какие военные тайны скрывают улицы и скверы Харькова.

Что скрывает памятник на ул. Харьковских дивизий 

Памятный знак в начале улицы харьковчане часто принимают за место захоронения советских воинов — сюда с цветами приходят школьники и приезжают свадебные кортежи. Но на самом деле здесь никто не захоронен. Памятный знак посвящен десяти дивизиям Красной Армии, освобождавшим Харьков и получившим почетные наименования Харьковских. 



Но не так далеко по пр. Московскому (в сторону центра) действительно есть место, где было захоронение советских воинов, погибших в августе 43-го при освобождении Харькова. Это место в посадке, около института растениеводства им. академика Юрьева, легко найти по высаженным специально березкам. Именно со стороны Чугуева в августе 43-го входила в город 15-я гвардейская стрелковая дивизия 7-й гвардейской армии. Погибших солдат и офицеров хоронили тут же — в трех братских могилах.

Генералов хоронили в саду им. Шевченко
Аллея от Дворца Пионеров до памятника Шевченко знаменита тем, что именно здесь, во время оккупации, немцы устроили центральное военное кладбище. Они даже собирались установить здесь пантеон немецкой военной славы. По немецким традициям кладбище принято устраивать в черте города как можно ближе к центру. Сад им. Шевченко как нельзя лучше подходил для этих целей. Именно в этом саду было похоронено минимум два немецких генерала. 



В ноябре 1941 года здесь нашел последнее пристанище командир 68-й пехотной дивизии Георг Браун, которого вместе со штабом подорвали радиоуправляемой миной отступившие части Красной Армии. По рассказам очевидцев, надгробие на его могиле было похоже на мавзолей. Второй захороненный — командир 6-й танковой дивизии Вальтер фон Хунерсдорф, раненный 14 июля 1943 года под Белгородом. Самолетом его доставили в Харьков и прооперировали. Но 19-го он умер. Похороны были очень пышными — на них прибыл сам фельдмаршал Манштейн. Видимо, немцы были уверены, что удержат Харьков, иначе тело генерала увезли бы в Германию. 

Когда советские войска вошли в Харьков, кладбище уничтожили.

Танки входили по Полтавскому шляху 

Именно по этой улице, которая тогда называлась Свердлова, в 4.30 утра входили воины 89-й гвардейской Белгородской, а впоследствии еще и Харьковской стрелковой дивизии. 



Теперь об этом напоминает танк на въезде в город у ворот танкового факультета НТУ «ХПИ».

Подбитый "Штуг-3" простоял всю войну

На Белгородском шоссе (перед поворотом на ул. Деревянко) еще в 1941-м было подбито немецкое самоходное орудие «Штуг-3». Причем простояло оно до 1946 года, пока его не сдали на переплавку. Во время оккупации немцы сняли с него запасные части и оставили стоять. 



Когда советские войска освобождали Харьков, обуглившаяся техника врага повышала боевой дух. Кстати, именно по этой дороге входили в Первую столицу воины 183-й стрелковой дивизии 69-й армии.

Конев смотрел вовсе не на Харьков

Как известно, на этом месте находился штаб Степного фронта, которым командовал тогда еще генерал-полковник Иван Конев. Здесь он отдал приказ о третьем штурме Харькова. Но далеко не все знают, что его наблюдательный пункт был обращен вовсе не к Харькову.
 


Командующий фронтом боялся удара во фланг наступавшим частям Красной Армии со стороны Богодухова, где тогда были сосредоточены три танковые дивизии немцев. Они уже пробовали атаковать, но бойцы 1-й танковой армии генерала Катукова отбили удар, понеся при этом огромные потери. Если бы последовала вторая атака, советским частям практически нечем было ответить…