Как поживает ГАИ после неожиданного Указа президента Украины Виктора Ющенко о ликвидации этой структуры летом прошлого года? «Вечерка» предоставила своим читателям возможность получить информацию из первых рук — во время «Прямой телефонной линии». В гостях у нас — Александр Аазацкий, новый заместитель начальника Управления ГАИ УМВД Украины в Харьковской области.

— Здравствуйте, Александр Николаевич. Меня зовут Диденко Мстислав Всеволодович. У меня к вам два вопроса. Первый: когда на перекрестке Мироносицкой и Петровского я переходил по «зебре» (там нет светофора), меня чуть не сбила иномарка: я буквально в последний момент успел отскочить. В 20 метрах от перекрестка стоял автоинспектор. Я обратился к нему: смотрите, что творится — меня чуть не сбила машина. А он отвечает: ну, это же надо протокол составлять, искать двух свидетелей…
— Мстислав Всеволодович, если вы начинаете переход по «зебре» перед движущимся транспортом, то грубо нарушаете правила дорожного движения. «Зебра» не дает преимущества пешеходу. Если пешеход хочет просто проскочить, это неправильное мнение. Водитель должен вас увидеть и успеть остановиться, тогда вы можете переходить. Потому что транспорт, движущийся со скоростью до 60 километров в час, не может затормозить перед вами мгновенно. Я не могу судить, кто был прав в той ситуации — вы или водитель. Поэтому всем говорю: нельзя перебегать дорогу перед идущим транспортом, даже на «зебре». Переходя дорогу, надо посмотреть вначале налево, затем направо. Если транспорта нет или он вдалеке — пожалуйста, смело переходите.
— А вот я был в Болгарии, и там, как только пешеход становится на «зебру» одной ногой, транспорт тормозит, двумя ногами — движение замирает. Эти правила едины для всей Европы. И водитель, который чуть меня не сбил, прекрасно видел, что пешеход собирается переходить. А он даже не сбавил скорость. Просто никакой борьбы у нас нет с этими мерзавцами, которые пренебрегают всеми правилами дорожного движения. Даже на красный свет едут.
— К сожалению, мы сегодня наблюдаем такие факты. Но то, что мы не ведем борьбу с нарушителями, неправда.
Полезная информация
Телефон доверия ГАИ: 704-15-81.
Принимаются заявления и жалобы по всем направлениям деятельности госавтоинспекции. Ответы гражданам предоставляются в устном (по телефону) или в письменном виде. Особенности прохождения техосмотра, регистрации транспортных средств и другие подобные вопросы по «телефону доверия» не принимаются, так как эта информация изложена в соответствующих нормативных актах.

— Второй вопрос. Весной опять начнется «цирк»: пацаны начнут гонять на мотороллерах (сейчас он называется скутером) — без прав, без номерных знаков, без шлемов, не заботясь ни о ком, даже о себе. Это транспортное средство развивает скорость до 70 километров в час, уже были случаи наезда на пешеходов — даже со смертельным исходом. Поймать нарушителей без номеров невозможно. Я хорошо помню времена, когда с большим трудом можно было получить права, чтобы ездить на мотороллере: тут и теория, и практика вождения, и номер, и шлемы не только для водителя, но и для пассажира.
— В соответствии с нормативными документами и ПДД транспортные средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров не подлежат государственной регистрации. В таможенном отношении они не оформляются, регистрации в ГАИ не подлежат. А вот если скутеры свыше 50 кубов, они обязательно у нас должны регистрироваться. Поэтому мы ничего не сможем сделать с этими пацанами, из-за которых, действительно, происходят ДТП даже со смертельным исходом.
Цифры
В 2005 году в Харькове и области всего зарегистрировано 3497 ДТП, в которых погибли 475 человек и 4300 получили телесные повреждения различной степени тяжести. По вине водителей, управляющих автотранспортом в нетрезвом состоянии, произошло 386 ДТП (это на 10,9% больше, чем в 2004 году), при этом погибли 39 человек, травмированы — 500. Детский травматизм: зарегистрировано 366 ДТП, в которых 21 ребенок погиб и 368 травмированы.
Во время надзора за дорожным движением работниками ГАИ выявлено 262185 нарушений Правил дорожного движения (на 13,3% меньше, чем в 2004 г.). При этом 14719 случаев — управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
Разыскано 413 единиц автомототехники, похищенной в 2005 г. Установлено 90 единиц транспорта, угнанного в период с 1969 по 2004 гг.

— Я помню, что в СССР на мопед полагался номер и на велосипед Д-4 с моторчиком, хотя он делал максимум 40 км в час…
— А когда-то еще и на обычные велосипеды имелись номерные знаки…
— Меня зовут Таня, я получила права два года назад. Поскольку срок действия медицинской карты подходит к концу, у меня к вам вопрос: где можно пройти медосмотр?
— В каждом районе города в поликлиниках имеются так называемые «шоферские комиссии», которые проводят медицинское освидетельствование водителей. Справка медкомиссии действительна три года. По окончании срока ее действия вы должны обратиться в районную поликлинику (при себе иметь паспорт, водительское удостоверение, фотографию, которая вклеивается в медицинскую справку), взять справку у психиатра и пройти медкомиссию. Медицинскую справку будете предъявлять во время прохождения техосмотра своего автомобиля.
— Александр Николаевич, возле «Турбоатома» напротив остановки есть «зебра» и раньше там стояли знаки «пешеходный переход». Около двух месяцев назад знаки оказались брошенными на островке безопасности. Теперь дорогу перейти невозможно: останавливается одна машина из ста. Можно хотя бы на время поставить там пост ГАИ, чтобы водители обращали внимание на пешеходов? Например, напротив театра Шевченко этот метод очень помогает.
— На сегодняшний день не только там сорваны знаки, поэтому мы не можем ставить посты на всех дорогах. У нас есть определенная дислокация, маршруты движения. Двигаясь по ним, работники ГАИ сообщают о том, в каких местах сорваны или сломаны знаки. Мы даем заявки в специальные районные организации, которые занимаются установкой знаков, и по мере возможности они эти знаки восстанавливают и ремонтируют. Я записал ваше обращение и думаю, что мы этот знак восстановим.
Эх, дороги!
В Харьковской области 2012 км дорог (из 9535 км существующих) содержатся с недостатками, отрицательно влияющими на безопасность дорожного движения. Еще хуже содержатся улицы населенных пунктов — 42,7% их протяжности не отвечает требованиям правил, норм и стандартов. В 2005 г. в Харькове и области при обследовании мест совершения ДТП с пострадавшими установлено, что в 1047 случаях (или 29,9% общего количества ДТП) 120 человек погибли и 1301 был травмирован, при этом дорожные условия не отвечали требованиям нормативов и стандартов.

— Это Марина Сергеевна вас беспокоит. Сейчас стало страшно ездить на маршрутках и частных такси. Во время движения у них буквально отваливаются колеса, все дребезжит, разваливается, водители беспечно относятся к безопасности пассажиров.
— Да, Марина Сергеевна, вы правы. Сегодня микроавтобусы ездят по городу безобразно. Мы проводили рейды совместно с харьковскими СМИ. Оказалось, что есть даже факты управления «Газелями» в состоянии алкогольного опьянения, причем не единичные, факты превышения скорости. Есть случаи, когда маршрутные такси переворачивались, гибли и получали травмы люди. Техническое состояние маршруток плачевное. Они эксплуатируются практически круглые сутки — с 5 утра до 12 ночи, автомобиль двигается по городу в «рваном» режиме, да по нашим дорогам. Мы выявляем много технически неисправных транспортных средств и запрещаем их эксплуатацию. Потому что для владельцев предприятий самое главное — получение прибыли. Для нас — безопасность людей. У нас с горисполкомом имеется общее мнение о том, чтобы убрать (особенно из центральной части города) микроавтобусы типа «Газель» и другие маленькие автобусы. Потому что они нефункциональны: при увеличении количества подвижного состава число перевозимых в одной машине пассажиров не уменьшается. Мы решили идти по пути увеличения количества больших автобусов. Но чтобы это реализовать, в Харькове нужны серьезные перевозчики. Большие автобусы дорогие, мало кто идет в этот бизнес, а те, кто в нем сегодня находится, не могут себе позволить купить их сразу. Поэтому решено все делать постепенно. Во время тендеров, в которых я тоже принимаю участие, отдается предпочтение перевозчикам, которые имеют новый подвижной состав, современные автобусы. Например, в Купянске один из перевозчиков купил новые автобусы «Мерседес» большой вместимости. И пассажиры специально ждут именно этого рейса: хотя проезд дороже на несколько гривен, люди предпочитают ездить на комфортабельном транспорте. В Харькове сегодня тоже есть часть автобусов большой вместимости — «Вольво», МАНы, «Скании».
— Гарантируют ли большие автобусы безопасность пассажирам?
— Конечно. При грубых маневрах влево-вправо, резких перестроениях из ряда в ряд юркие микроавтобусы часто нарушают правила дорожного движения. Они останавливаются в неположенных местах, если видят «голосующего» пассажира, чтобы его забрать и заработать гривну-полторы. Большие автобусы — это не та скорость и маневренность, это нормальное движение в общем транспортном потоке, которое снижает вероятность попадания в ДТП. Даже если пассажир стоит, а не сидит, как в «Газели». Кроме того, будут устроены остановочные павильоны, появятся кондукторы, увеличится объем перевозок. Наконец, с уменьшением парка микроавтобусов улучшится экологическая ситуация. Микроавтобусы как вид общественного транспорта — это вчерашний день.
Перевозчики
В 2005 г. по вине водителей автобусов и микроавтобусов совершено 91 ДТП, в которых погибли 10 человек и 133 травмированы. Проверен 16221 автобус (в т.ч. 7799, принадлежащих физлицам). Выявлено: 1351 автобус с техническими неисправностями, 534 — переоборудованных с нарушением действующих требований. Зарегистрировано 40 водителей, перевозивших пассажиров без права управления автобусами, 23 водителя управляли автобусами в состоянии алкогольного опьянения.

— Меня зовут Владимир Николаевич. Слышал, что в этом году невозможно будет пройти техосмотр без страхового полиса — «автогражданки». Это правда?
— Действительно, Владимир Николаевич, в этом году у всех водителей при прохождении технического осмотра будут требовать обязательный полис гражданской ответственности. Согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности, который вступил в силу с 1 апреля прошлого года, на госавтоинспекцию возложена функция проверки наличия этих полисов у водителей. В правила дорожного движения также внесены изменения (пункт 2.1): водитель, управляя автомобилем, должен иметь при себе действующий полис гражданской ответственности. Сегодня мы его пока не требуем. Но при обращении водителей в ГАИ по различным вопросам — регистрации, перерегистрации, прохождения технического осмотра — мы будем требовать у всех владельцев транспортных средств наличия страховых полисов гражданской ответственности. Это обязательное условие. Поэтому хочу предупредить всех водителей: не забудьте застраховать свои транспортные средства!
Личное дело
Азацкий Александр Николаевич — полковник милиции, заместитель начальника Управления ГАИ УМВД Украины в Харьковской области с 18 октября 2004 г.
Родился 3 февраля 1965 г. в селе Федоровка Барвенковского района Харьковской области. По окончании школы поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт. По окончании института в 1989 г. поступил на службу в органы внутренних дел на должность инспектора розыска угнанных транспортных средств МРЭО ГАИ Купянского района. В 1998 г. окончил Харьковский государственный экономический университет. Тогда же был назначен старшим госавтоинспектором в отдел государственной автомобильно-технической инспекции (ГАТИ). В 1999 г. — заместитель начальника отдела ГАТИ Управления ГАИ УМВД Украины в Харьковской области. В 2000 г. окончил Национальный университет внутренних дел МВД Украины. В 2003 г. возглавил отдел государственной автомобильно-технической инспекции. С 2004 г. по настоящее время — заместитель начальника Управления ГАИ УМВДУ в Харьковской области.
Награжден нагрудным знаком «За добросовестную службу» 3-й и 2-й степени, медалью «За отличие в службе 1 степени» и наградным знаком «Знак почета Управления МВД Украины в Харьковской области». Женат, воспитывает дочь 18 лет и сына 12 лет.

Досье
В распоряжении Александра Азацкого имеется служебная машина, которой он пользуется в рабочее время. В остальное время ездит на личном автомобиле — «Ауди А-6» 1996 года выпуска: «Я люблю «Ауди», это очень надежный, хороший автомобиль. Я не люблю маленьких автомобилей». Александр Азацкий считает себя образцовым автолюбителем — пунктуально соблюдает все правила дорожного движения, никогда не ездит на красный свет светофор. «Езжу аккуратно, но быстро. Двигаясь по городу, могу рассчитать время от любой точки до минуты, даже при любых пробках». В соревнованиях по ралли участвовать ему не довелось, но хотел бы. Хобби — футбол, охота, рыбалка.