Гость «Прямой телефонной линии» — начальник управления образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.

В Харькове проживают 63 389 детей дошкольного возраста. А дошкольных заведений хватает всего на 66% детей этого возраста. Какова судьба детских садиков? Появятся ли новые и когда? Об этом с читателями говорила гость «Прямой телефонной линии» — начальник управления образования Харьковского городского совета Ольга Деменко. 

— Здравствуйте! Меня зовут Оксана Маринина, я живу в Октябрьском районе. В какой садик можно определить ребенка, чтобы устроиться без проблем и поближе к дому

— Здравствуйте, Оксана. Вам нужно обратиться в управление образования Октябрьского района, телефон 734-94-30. Вам расскажут, какой детский сад ближе к вам по месту жительства. Но я хочу вас сразу расстроить. Без проблем в детские сады Октябрьского района, к сожалению, устроиться сейчас почти невозможно. Они сейчас — самые перегруженные как в Октябрьском, так и в Ленинском районах. В среднем на сто мест приходится 113 детей. Очередь в детские сады — 1380 детей. 

Взрослые оставили детсады без крыш и дверей 

— Это Евгений Каплин, председатель харьковской областной молодежной организации «Пролiски». Принимаются ли какие-то меры в отношении детских садиков, которые были переданы под цеха и коммерческие предприятия? Будут ли возвращены бывшие здания детских садов? 
— Конечно! К сожалению, проблема эта существует давно, просто раньше ее замалчивали. С 1993 по 2003 год в Харькове было закрыто более 250 детских садов. Большинство из них безнадежно утрачены. В первую очередь те, что принадлежали ведомствам — заводам, фабрикам, государственным организациям. Они были владельцами помещений и имели право, не нарушая закон, продавать детские сады. Особенно остро мы ощущаем последствия этих продаж в Ленинском и Октябрьском районах, где было много ведомственных детсадов. 

Кроме того, не менее 40 детских садов были переданы различным государственным структурам — судам, прокуратуре, военкоматам, различным управлениям. Как их вернуть, я не знаю. 

Несмотря на то, что в хаосе 90-х годов никто не думал о будущем, многие районы сохраняли здания, закрепляя закрытый детский сад за школой. Так появлялись учебно-воспитательные комплексы (школа и детсад), которых сейчас в Харькове 11. Это наш резерв. Еще один резерв — детские сады, занятые арендаторами, которые мы еще можем вернуть без крупных скандалов. 

За два года работы новой городской власти, с 2006 по 2008 годы, дополнительно открыто 135 групп в действующих детсадах. Помещения эти были заняты арендаторами или находились в аварийном состоянии. В сумме, если учитывать, что в типовом детсаде 12 групп, мы фактически открыли еще 11 детских садов. 

С прошлого года началась интенсивная работа по возобновлению работы закрытых детсадов. Первым открыли 22-й сад Киевского района. Потом детсад № 115 в Московском районе, его освободили арендаторы. Распрощались с арендаторами, но уже в судебном порядке, в детсаду № 311 Фрунзенского района. Сейчас там полным ходом идет ремонт и, думаю, в октябре он уже будет функционировать. Деньги на ремонтные работы из городского бюджета выделены также детсаду № 352 Коминтерновского района, он тоже был у арендаторов. В следующем году этот садик откроют. В Червонозаводском районе детский сад мы забрали у бывшей овощной фабрики в удручающем состоянии — без окон, дверей и крыши. Начаты работы по его восстановлению. Этот список можно продолжить.
Работа по восстановлению детсадов очень кропотливая. Начинаем с того, что надо их вернуть, затем надо найти деньги на восстановление, полностью оборудовать — а это мебель, оборудование столовых, прачечных. Работа хлопотная, но благородная.
Следующий этап — строительство новых детских садов в самых «болевых» точках. 

Устали от второй смены 

— Меня зовут Александр Петрович. Мой сын учится в 6-м классе школы № 28 и уже четвертый год ходит во вторую смену. Дети не могут посещать другие внешкольные заведения, у них ненормальный режим. Насколько это законно и что можно сделать, чтобы дети учились в первую смену? 

— Александр Петрович, к сожалению, до сих пор в нашем городе есть школы, которые работают в две смены. Таких школ — менее десяти. Рядом с вашей есть 162-я, там тоже две смены. Это хорошая специализированная школа с английским языком обучения, единственная в районе. И она слишком востребованна. Обычно, когда вы приводите ребенка, вас предупреждают, что школа переполнена. Родители соглашаются на две смены. Да, это неудобно, это не совсем содействует здоровью детей. Но ничего противозаконного в этом нет. Десять лет назад у нас половина из 180 школ работали в две полные смены. А сейчас таких школ десяток: или очень востребованные, или если в микрорайоне всего одна школа. Поэтому пока ничем не могу вам помочь. Но внимательно изучу сеть вашей школы и посмотрю, что можно сделать, чтобы на следующий год 7-й класс, в котором будет учиться ваш ребенок, работал на первой смене. Вместе с тем вы можете гордиться, что учитесь в хорошей, востребованной школе. 

Не нужно сдувать пылинки с компьютеров

— Меня зовут Светлана Викторовна. Сын просит купить компьютер. Скажите, насколько компьютеризированы школы и существует ли к ним доступ детей? 
— Светлана Викторовна, мы можем гордиться уровнем компьютеризации в Харькове. У нас компьютерами полностью укомплектованы не только школы, но и все детские сады, внешкольные учреждения, спортивные школы, дома детского творчества. Причем подключены они к скоростному Интернету. Все школы без исключения имеют компьютерные классы. К новому учебному году мы создали Интернет-библиотеку. Теперь ребенок может в школе или дома зайти на сайт и скачать для доклада или реферата любую литературу, художественное произведение, книги, которые трудно найти. Мы в этом году обновили также сайт городского управления образования. В этом году мы поставили небывалое количество компьютерных классов — 28, закупили огромное количество компьютерной техники. В 64 школах установили более 30 мультимедийных проекторов. По-хорошему, их нужно иметь в каждой школе. Потому что они могут лучше показать детям химическую реакцию или образование плода в движении и в цвете. 

На программу компьютеризации учреждений образования Харькова выделено в этом году более 3,5 млн грн. Это сумма небывалая. В прошлом году было 1 млн 400 тыс., а в 2006-м — всего миллион. Но этого все равно недостаточно, потому что у нас 200 школ: не успеваем ставить в одних — устаревают в других. Поэтому безнадежно устаревшие компьютерные классы мы заменяем новыми. 

Компьютеризация всех учреждений города осуществляется исключительно на деньги городского бюджета. Причем за Интернет платит также городской бюджет. Интернет для школьников — безлимитный, они могут работать сколько хотят. Я называю это равным доступом к качественному образованию. Поэтому прошу всех учителей: технику нужно использовать максимально, чтобы она за три-четыре года полностью исчерпала свой ресурс. Не нужно сдувать с нее пылинки, надевать чехлы — пусть дети работают сколько нужно, она все равно через три года безнадежно устареет. 

Гарри Поттер прошел мимо 

— Меня зовут Ирина. Я слышала, что в Донецке районные депутаты предложили учителям на уроках внеклассного чтения заменить «Гарри Поттера» на «Пеппи ДлинныйЧулок» — программа позволяет использовать одно из этих произведений. Как вы относитесь к такому решению депутатов? 
— К моему большому стыду, я не читала ни того, ни другого. Мимо «Гарри Поттера» прошла, потому что у меня взрослый сын и самой некогда читать. А «Пеппи ДлинныйЧулок» может и нужно было прочесть в свое время, но я училась в сельской школе Харьковской области, где возможности библиотеки были ограничены. Бывало, что учителя пересказывали нам своими словами содержание книг. Кроме того, что я должна была хорошо учиться, надо было помогать по хозяйству. Поэтому о том, что заставляли читать городских детей, я страстно мечтала, но не было ни времени, ни возможности. Так и прошло это произведение мимо. И потом, не могут депутаты такого уровня заниматься чепухой. Пускай бы думали лучше о том, за какой мебелью сидят дети. Вот как наш город: в этом году на 1,5 миллиона гривен поменяли мебель, на три миллиона — компьютеры.

Отремонтировали десять школ, поменяли стиральные машины. То есть депутаты должны заниматься глобальными вопросами. Пусть лучше сами дети будут решать, что им читать.
Подготовила и провела
Лариса Ильич

Личное дело

Деменко Ольга Ивановна — начальник управления образования Харьковского городского совета с мая 2006 г.
Родилась 29 августа 1962 г. в с. Чистоводовка Изюмского района Харьковской области. В 1979 г. после окончания средней школы поступила в Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды, который окончила в 1984 году (специальность — учитель биологии и химии). С 1984 г. — учитель биологии Мурафской средней школы Краснокутского района Харьковской области. С 1986 г. — воспитатель группы продленного дня, учитель биологии СШ № 99 г. Харькова. С 1990 г. — заместитель директора, директор СШ № 51 г. Харькова. С 2003 по 2006 гг. — начальник управления образования Московского райсовета г. Харькова. В марте 2006 г. избрана депутатом Харьковского горсовета от избирательного блока «Блок Владимира Шумилкина — За Харьков». С 16 мая 2006 г. назначена на должность начальника управления образования Харьковского горсовета. Замужем, сыну 22 года.

Образование в Харькове: цифры и факты

На подготовку учреждений образования Харькова к новому учебному году в бюджете-2008 предусмотрено более 35 млн грн. Впервые на обновление спортоборудования направлено 900 тыс. грн., в 20 школах установлены тренажерные комплексы. На программу «Компьютеризация и информатизация учреждений образования Харькова на 2006–2008 гг.» заложено 3,6 млн грн. В 82 детсадах установлено 98 новых стиральных машин на сумму 484 тыс. грн.

Полезная информация
Управление образования Департамента по гуманитарным вопросам Харьковского горсовета. 61002, г. Харьков, ул. Сумская, 64, 6-й этаж. Тел. 700-48-79.