66 лет назад в железнодорожной будке на Карачевском переезде отступающие фашисты заживо сожгли 120 военнопленных. Сейчас об этом напоминает скромная гранитная стела. Но ветераны переживают: памятный знак в сильном запустении. Они просят чиновников не позволить, чтобы эта трагедия стерлась из памяти харьковчан.

Мало кому удалось спастись 

— Это произошло во вьюжные февральские дни 1943 года. Солдаты Воронежского фронта, преодолевая один за другим рубежи немецкой обороны, наступали на Харьков, охватывая город полукольцом, — вспоминает 89-летний ветеран Великой Отечественной войны, партизан-подпольщик Николай Корж. — Командование фашистского гарнизона, состоящего из танкового корпуса СС и армейского корпуса «Раус», стало готовить пути к отступлению на юго-запад. 

По словам Николая Александровича, для расчистки дорог от снежных заносов фашисты «мобилизовали» население и пленных из Холодногорского концлагеря. Рано утром, 16 февраля, гитлеровцы на четырех машинах вывезли людей в направлении Мерефы. 
Голодные, плохо одетые военнопленные, многие с незажившими ранами, весь день работали до изнеможения. Тех, кто падал без сил, сразу пристреливали. К вечеру конвой загнал узников на машины, и колонна двинулась назад к Харькову. Но, встретив по пути мотоциклистов-связных и о чем-то переговорив, фашисты развернули машины к Карачевскому переезду... 

— Пленных затолкали в железнодорожную будку № 195. Дверь заперли, а в окна полетели гранаты. Потом эсесовцы притащили с машин канистры с бензином, облили будку и подожгли, — рассказывает ветеран. — Двум-трем военнопленным удалось выбраться, они и рассказали в близлежащем поселке об этой расправе… 

Ветераны сами нарисовали эксиз 

После войны жители Филипповки (этот поселок находится в нескольких сотнях метров от Карачевского переезда) на месте трагедии соорудили деревянный памятный знак. А в 1967-м его заменил скромный гранитный монумент с надписью «здесь сожжены 120 военнопленных красноармейцев и партизан». Имена погибших неизвестны до сих пор. Более того, сегодня мало кто помнит и о самой трагедии на окраине Харькова. Дело в том, что Карачевский переезд заброшен, там редко появляются люди, поэтому знают о нем спустя столько лет только местные старики. Да еще областной комитет Международного украинского союза ветеранов войны, возглавляемый Героем Советского Союза генерал-майором Остащенко, в рамках марша по местам боевой славы Харьковщины заглядывает сюда. В последний «поход» в декабре 2008-го ветераны решили, что памятный знак нужно перенести на более видное место. 

— Он в сильном запустении, а у нас душа болит, — сокрушается первый зампредседателя комитета Яков Барыльник. — Поскольку памятник находится в черте города (в Октябрьском районе), то 19 января 2009 г. мы написали письмо мэру Михаилу Добкину и передали его лично в руки. Мы просили, чтобы памятный знак вынесли ближе к проезжей части и заменили на более торжественный. Даже эскиз набросали. 

— Мы не имеем права заниматься переносом и заменой памятного знака, поскольку он не является коммунальной собственностью города, — возражает ответственный секретарь городской комиссии по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды Алексей Хорошковатый. — Сначала необходимо решить вопрос с собственником данного памятника. Долгое время он был закреплен за «Коксохимзаводом», теперь он на госучете. 

За разрешением на перенос Алексей Хорошковатый советует ветеранам обратиться в Киевскую госслужбу охраны культурного наследия, а также в областное управление культуры. Но начальник сектора охраны культурного наследия Харьковской облгосадминистрации Светлана Карапутина отказалась устно прокомментировать корреспонденту «ВХ» ситуацию с Карачевским памятником, поэтому редакция ждет ответа на письменный запрос.