Если раньше некачественный товар в течение 14 дней можно было поменять или вернуть, то теперь это сделать практически нереально.

Всему виной вступившие в силу в 2006 г. изменения к закону «О защите прав потребителей», которые права этих самых потребителей существенно ограничили. 

— Ежедневно от потребителей поступает в среднем около десяти жалоб на некачественные товары, — рассказывает замначальника Главного Харьковского облуправления по делам защиты прав потребителей Елена Сазонова. — Очень много некачественной техники, а обмена или возврата денег добиться очень трудно. Многие потребители не могут понять — почему, купив новый товар, они должны сдавать его в ремонт. Я прекрасно понимаю их отчаяние. Но закон недоработан… 

Итак, вы купили, например, сотовый телефон. В магазине его вскрывают, вставляют карточку и звонят, тем самым демонстрируя вам, что аппарат рабочий. И вот вы в ловушке — телефон был в эксплуатации, то есть вы, не выходя из магазина, уже его проэксплуатировали. Возврату и обмену он больше не подлежит. Теперь, в случае поломки в течение гарантийного срока, вы имеете право только на гарантийное сервисное обслуживание. А ремонтировать его можно до бесконечности — сроки законом не прописаны. 

— То есть, если товар имеет какой-то устранимый недостаток — вы его будете ремонтировать, на другой товар вам его не заменят. Увы, законом предусмотрен только ремонт. И все мы попадаем в эту ловушку — бегаем за сервисным центром, который ремонтировать товар не спешит. Ведь далеко не каждый потребитель знает о пене — если вам не отремонтировали товар в течение 14 дней, вы имеете право обратиться с письменным заявлением в сервисный центр и за каждый день просрочки произвести возмещение 1% от стоимости товара. Если отвечают отказом — потребитель имеет право подать иск в суд. 

По словам Елены Петровны, вышедший из строя товар в течение гарантийного срока можно отнести на ремонт сразу в сервисный центр, а можно обратиться с письменным заявлением в торговую сеть, где была совершена покупка. Причем товар тяжелее 5 кг сотрудники магазина обязаны сами приехать и забрать. 

— Если же сервисный центр даст заключение, что поломка не­устранима, то по письменному заявлению в магазине должны вернуть деньги или поменять на другой товар надлежащего качества, — поясняет Елена Сазонова. 

Более того, если купленный бракованный товар к моменту возврата упал в цене, вернуть должны его предыдущую стоимость. 

— Например, вы купили год назад холодильник за 1500 грн. На сегодняшний день его уценили — теперь он стоит, к примеру, 1300 грн. Если сервисный центр дает заключение, что товар ремонту не подлежит, вы имеете право обменять его на аналогичный или вернуть его обратно, получив назад свои деньги. Причем вам вернут сумму, потраченную на холодильник год назад — 1500 грн. То есть вы ничего не теряете. Выбрать замену можно тоже на эту же сумму. Однако об этом знают далеко не все покупатели, и недобросовестные продавцы этим пользуются...

Купила мама коника, а коник без ноги… 
Все было точ-в-точь как в этом детском стишке: наша читательница Инесса купила в магазине игрушек на рынке у станции метро «Маршала Жукова» пластмассовую лошадку за 60 грн. для трехлетней дочурки, но не прошло и двух часов после вручения обновки, как ребенок прибежал к маме в слезах, таща за собой… безногую лошадь. 

На следующий день, прихватив в охапку злополучного коня и вооружившись мягким товарным чеком, который предусмотрительно потребовала у продавцов, Инесса отправилась в магазин возвращать бракованный товар. 

— К нам никаких претензий — мы игрушку проверяли. И вообще — игрушки обмену и возврату не подлежат, — заявили продавцы. 

Когда же покупательница попросила «Книгу жалоб и предложений», ей отказали — мол, «таковой не держим». Тогда покупательница потребовала связаться с хозяйкой магазина. 
Номер телефона руководства женщине не дали, переговорили сами и предложили прийти завтра к вечеру — хозяйка будет на месте. Инесса не солоно хлебавши вернулась с безногой лошадью домой. 

— На следующий день хозяйки в магазине опять не оказалось, но на этот раз мне продиктовали номер ее мобильного. По телефону бизнес-леди предложила оставить бракованную игрушку в магазине и пообещала вопрос уладить, — рассказывает покупательница. — Сдала я коня, продавцы записали мои координаты, телефон, но никакой расписки о том, что я оставила у них бракованный товар, мне не дали. А я не догадалась ее попросить… 

Но время шло, а дело так и не сдвигалось с места. Более того — хозяйка попросту не отвечала на звонки. Тогда Инесса обратилась в Харьковское областное общество защиты прав потребителей. 

— Написала заявление, приложила ксерокопию чека. Специалисты подсказали, что, оставляя товар в магазине, необходимо было взять расписку, а также написать заявление на ремонт бракованного товара, чего я по незнанию не сделала…. В скором времени мне перезвонили из магазина и предложили прийти… за деньгами, — радуется Инесса. 

В Харьковском областном обществе защиты прав потребителей признают: качество товаров в последнее время ухудшилось. Получив лицензию на торговлю, предприниматели перестают заботиться о качестве продукции. 

Зампредседателя общества Василий Черкашин советует перед покупкой товара на рынке внимательно осмотреть его и обязательно потребовать от магазина, киоска, лотка чек с указанием предпринимателя, номера торгового места, названия приобретенного товара и суммы. Если продавец отказывается предоставить чек — в этой торговой точке товар ни в коем случае брать не стоит. 

— «Уголок потребителя» должен быть обязательно: «Книга жалоб и предложений», разрешение на торговлю, лицензия на реализацию товара, которым они торгуют, — разъясняет Василий Дмитриевич. — Игрушки, действительно, в перечень товаров, подлежащих обмену и возврату, не входят. Но когда речь идет о качественном товаре, то есть нельзя поменять на другой цвет или размер. Если же товар бракованный — тогда этим вопросом заниматься необходимо… 

Кроме того, Василий Черкашин не советует покупать акционный товар. Так как в большинстве случаев такая продукция оказывается бракованной.

Харьковчан не устраивает качество всех товаров 

Особенно много нареканий в последнее время на бытовую технику и обувь. 

Специалист областного общества по защите прав потребителей констатирует: харьковчане в последнее время жалуются на качество буквально всех товаров. Но в лидерах среди некачественных товаров, судя по жалобам, которые поступают в Общество по защите прав потребителей, сейчас больше всего нареканий на бытовую технику и обувь. 

В сфере услуг в немилость к потребителям попали металлопластиковые окна и агентства недвижимости, предлагающие услуги по сдаче квартир в аренду и предоставляющие своим клиентам несуществующие адреса, где жилье вообще никто не сдает. Был даже случай, когда, пойдя по указанному адресу, клиенты агентства по недвижимости вместо жилья обнаружили… туалет. 

Всего же в течение 2008 года, как говорят в Харьковском областном управлении по делам защиты прав потребителей, к ним поступило 1329 письменных заявлений. На личных приемах специалисты управления приняли почти 4 тысячи человек. За прошлый год потребителям удалось вернуть около 352 тыс. грн. Кроме того, в общественную приемную управления поступило 1838 обращений с жалобами, по 1673 из них вопросы решены в пользу потребителей, заверяют в управлении. 

В течение года специалисты управления проверили 2112 предприятий торговли и общественного питания. Из них 346 — предприятий, предоставляющих услуги. По результатам проверки руководителей предприятий обязали исправить около 2,4 тысячи разных нарушений.

Куда обращаться за защитой
Главное харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей: ул. Сумская, 45. Тел. 700-39-65

Харьковское областное общество защиты прав потребителей: ул. Сумская, 3. Тел 731-51-03, 731-29-84.