Гость «Прямой телефонной линии» — начальник Дирекции строительства метрополитена ГП «Харьковский метрополитен» Анатолий Кравчук.

Почему поплыла «Алексеевская» 

— Здравствуйте! Меня зовут Аня. В каком состоянии сейчас строящаяся станция «Алексеевская»? Говорят, ее недавно залила вода? Чем это грозит? Будет ли станция в этом случае достроена? 

— Здравствуйте, Аня. При строительстве метро и его последующей эксплуатации происходит постоянная борьба с подтоплением подземными водами, которые нужно откачивать. А на «Алексеевском» участке строительства метро произошло подтопление за счет внешней воды: было тепло, началось таяние снега — и вешние воды попали в подземные сооружения. Если бы строительство было закончено, вешняя вода туда бы не попала никогда. Потому что имелся бы отвод в городскую канализацию или в естественные природные стоки. 

«Алексеевский» участок имеет пять котлованов под открытым небом, куда попадает снег и вода с прилегающей территории. Поскольку была отключена электроэнергия и обслуживающего персонала не было, произошло подтопление. Мы его вовремя ликвидировали, откачав воду, но она успела попасть туда, где установлено особо точное технологическое оборудование — электрическое и вентиляционное. Сами понимаете, это крайне нежелательно. Сейчас ситуация нормализована. 

— Значит, подобное подтопление весной может повториться? 
— Увы, в связи с тем, что строительство не ведется, нет соответствующего персонала, подтопления могут повторяться и в будущем. 

Уволились профессионалы 

— Меня зовут Виктор Андреевич. Каков уровень готовности станции «Алексеевская»? 
— Мы оцениваем ее готовность на 80%. 

— Как инженер я предполагаю, что консервация строительства метро из-за отсутствия финансирования и содержание уже подготовленных участков будет стоить не меньше, чем продолжение строительства. Это так? 
— Существует три варианта развития событий. Первый, самый рациональный и обоснованный — это продолжение строительства в определенном технологическом ритме (без пуска в этом году). Для этого нужно, по нашим подсчетам, около 20 млн гривен (для минимального режима проведения работ) — на оставшиеся в этом году десять месяцев. А потом видно будет — может, наша казна в следующем году станет богаче. Сейчас надо сохранить стройку. Это крайне важно. 

Второй вариант — консервация объекта: сохранение конструктивов, чтобы они не разрушались. Это все равно предусматривает обслуживание объекта — наличие дежурного персонала, откачку воды, проветривание и так далее. Первый год консервации обходится в 50 млн грн. 

И третий, чрезвычайный вариант — неуправляемая ситуация с уходом персонала. Не будет даже сторожа, некому будет охранять и обслуживать объект. Вот уже пять месяцев люди не получают зарплату — задолженность составляет около 6 млн грн.! Люди же не могут ждать ее бесконечно. В ноябре работали 530 человек, сейчас — меньше 300. Уволились профессионалы, которые помахали нам рукой. 

— А чем занимаются оставшиеся работники, если нет средств? 

— Ждут решения о финансировании и параллельно ищут работу. Многие подались в Сочи — там в связи с проведением будущей Олимпиады открылось много строек, и наши строители востребованы. 

Премьер-министр пообещала финансирование 

— Меня зовут Андрей Игоревич. Сегодня ситуация с «Алексеевской» напоминает ту, которая сложилась при губернаторе Евгении Кушнареве, когда он взял кредит для продолжения строительства метро. И позже пострадал из-за этого — подвергался преследованию генпрокуратуры. Нечто подобное происходило и раньше. 

— Ну, когда губернатором был Александр Степанович Масельский, была несколько иная ситуация. Он взял на себя обязательство построить пять станций. А в 1995-м ситуация в экономике страны была еще хуже. И если в 2002-2004 годах государство и областной бюджет все-таки поровну выделили деньги на строительство, то до 1995 года, по-моему, область финансировала почти все сама. 

А коллизия с Евгением Петровичем Кушнаревым была надуманная. Никакого преступления он не совершал. 




— Получается, что кто-то опять должен взять на себя ответственность за то или иное решение? 
— Да, флаг стройки кто-то должен взять в свои руки. 

— А что все-таки обещает губернатор Арсен Аваков — заморозить или продолжить строительство? 
— На сегодня еще продолжается борьба за финансирование из госбюджета. 15 января, на совещании с участием губернатора, премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что будет финансировать строительство метро не только в Донецке, но и в Харькове и в Днепропетровске. Мы рассчитываем на то, что справедливость восторжествует. 

— А какая нужна сумма, чтобы достроить станцию «Алексеевская»? 
—На «Алексеевскую» — 200 миллионов гривен в течение года, на следующий участок — несколько больше. 

Где находится станция «Пролетарская»? 
— Меня зовут Ростислав. Рабочее название станции «Алексеевская» — «Интернациональная». Так как же она в конечном счете будет называться? 

— Строительство станции «Интернациональная» началось в 1992 году, когда в этом районе было много вузовских общежитий и студентов-иностранцев. Право названия строящейся станции принадлежит проектному институту — в данном случае «Харьковметропроекту». Название «Интернациональная» просуществовало до 2005 или 2006 года. Потом городская власть — это в ее компетенции — решила дать название «Алексеевская». 

Я тоже считаю, что названия станций метро должны соответствовать местности, где они располагаются. Всем ясно, где находится станция метро «Холодная гора», «Центральный рынок» или «Спортивная». А вот где находится станция «Пролетарская»? 

— Меня зовут Оксана Владимировна. Как будет выглядеть станция «Алексеевская»? 
— Станции Харьковского метро всегда были художественным произведением подземной урбанистики. Даже киевляне признают, что у нас метро более привлекательное. А все потому, что у нас заложен принцип — каждая новая станция должна быть лучше предыдущей! Поэтому мы ищем лучшие варианты в ходе архитектурного конкурса, причем бесплатного. Скоро будем объявлять конкурс на «Державинскую», «Каштановую» и «Одесскую». 

А художественное оформление «Алексеевской» уже изготовлено. Поскольку там много молодежи, на станции появятся сюжеты с аистами и детьми. Следующая станция — «Проспект Победы» — будет в цветах, в стиле «23 Августа». Тема: победа, май, встреча победителей. 

Будет депо — будет «Проспект Победы» 
— Меня зовут Сергей Иванович. В каком состоянии сейчас находится станция «Проспект Победы»? 

— Строительство станции «Проспект Победы» было начато в 1992 году. В этом районе сделан так называемый стартовый ствол, произведена закладка котлована, построены два тоннеля — от «Алекссевской» до «Проспекта Победы» благодаря небольшому расстоянию между ними (если от «23 Августа» до «Алексеевской» — 2,5 км, то здесь всего 600 м). Осталось построить станцию. Дальше надо выходить за окружную дорогу, на землю Дергачевского района и строить для Алексеевской линии депо, куда поезда уходят на ночь, где происходят техническое обслуживание, ремонт и осмотр. У нас сейчас два депо — Московское и Салтовское, они обслуживают две линии. А Алексеевская пока депо не имеет. Поезда стоят ночью в тупиках станции «23 Августа», это технически не совсем правильно. Уже отведена земля для строительства и утвержден проект депо.
Дойдет ли метро до аэропорта? 

— Меня зовут Илья. Какое влияние окажет проведение ЕВРО-2012 на строительство метро в Харькове? Будет ли метро идти до аэропорта к 2012 году? На какой стадии находится это строительство? 
— Я бы не стал связывать проведение ЕВРО-2012 со строительством метро в Харькове. Конечно, хотелось бы, чтобы к этому сроку появилось метро до аэропорта. Но сначала нужно достроить две станции на Алексеевке. А уже потом — четыре до аэропорта: «Державинскую», «Одесскую», «Мотель «Дружба» и «Аэропорт». Но строительство метро в Харькове не попало в первоочередные объекты, которые необходимы к ЕВРО-2012. 

— А «Каштановую» по той же линии? 
— Строительство «Каштановой» у нас в перспективе. Ее можно достроить позже, после ввода линии на аэропорт. Там маленький пассажиропоток: нет промышленности, практически везде частный сектор. 

— А в принципе, технологически можно было бы построить линию до аэропорта к 2012 году? 

— Если бы мы начали этим активно заниматься в этом году, то при определенных героических усилиях построили бы. На участке до «Одесской» мы закладываем в проекте применение механизированного туннеле-проходческого комплекса. То есть той техники, которая применяется во всем мире. Ведь у нас в Харькове метро строится еще дедовскими методами сорокалетней давности. Мы — единственный город, который строит таким образом. Расстояние от «Державинской» до аэропорта — около 6,5 километра. Если с помощью нашей техники мы строим в месяц 50-60 метров (максимум 100), то с туннеле-проходческим комплексом — от 300 и более метров. В год это три километра, за два года — шесть. 

Личное дело

Кравчук Анатолий Леонтьевич, начальник Дирекции строительства метрополитена ГП «Харьковский метрополитен» с 2005 г. 

Родился 20 марта 1950 года в Хмельницкой области. В 1971 году начал трудовую деятельность работником Харьковского ДСК. Потом работал там инженером, руководителем структурного подразделения. В 1977 году окончил Харьковский инженерно-строительный институт (специальность — инженер-механик). В 80–90-е годы работал на руководящих должностях на предприятиях строительной отрасли Харьковской области: «Харьковжелезобетон», «Харьковдорстрой» и др. С 2001 по 2005 гг. — заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации. С 2005 по настоящее время — начальник дирекции строительства метрополитена ГП «Харьковский метрополитен». Заслуженный строитель Украины. Депутат Харьковского горсовета.