До самой Пасхи в ХНУ им. В.Н. Каразина будет работать выставка «Афонские иконы Божьей Матери». Это не оригиналы, а их литографические копии, но даже они эксклюзивны. Дело в том, что сами иконы нигде и никогда не копировались и не выставлялись.

Святая гора Афон — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей в непосредственной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Православные всего мира считают это место земным Уделом Божьей Матери. 

А привез святыни из Греции харьковский врач-паломник, доктор медицинских наук, сотрудник Института криобиологии и криомедицины НАН Евгений Легач. Он — из династии священнослужителей. Его дедушка ушел на Афон в 1925 году и даже стал настоятелем монастыря, отец был священником в Украине, а брат сейчас монашествует на Афоне. За семь лет поездок Евгений Легач прожил на Святой Горе в общей сложности девять месяцев.

На Афоне нет наций — «ни эллина, ни иудея» 


— Попасть на Афонский полуостров очень сложно, — рассказывает Евгений Легач. — Сейчас количество паломников со всего мира сокращено до ста человек в день (чтобы не мешать уединению монахов). А женщинам и вовсе запрещено приближаться к Афону ближе чем на 300 метров, разрешается лишь совершить морскую экскурсию на катере вокруг Афона. Обычный тур туда — три дня, за это время можно посетить в лучшем случае четыре-пять монастырей. Чтобы приложиться к мощам, которые выносят только после шести вечера, надо обязательно остаться в монастыре и выстоять ночную службу. 

Благословение на фотосъемку здесь не дают. Но для харьковского врача-хирурга сделали исключение: он не только встречается с братом, но и врачует больных монахов, которые не хотят покидать полуостров для лечения, а доверяют свои хвори верующему православному украинцу (умереть вне Афона для монаха — страшное наказание). 

— Русский монастырь процентов на шестьдесят состоит из монашествующих украинцев,— свидетельствует харьковский паломник. — Некоторые из них становятся гражданами Греции. Кстати, на Афоне нет наций, «ни эллина, ни иудея», как говорится в послании апостола Павла. Ведь где начинается национальность, там заканчивается Евангелие.
Его брат иеромонах Агафангел уже получил греческое гражданство и, кроме того, благословение вселенского патриарха Варфоломея на жизнь не в монастыре, а отдельно, в келье, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. 

Копии обладают той же силой, что и оригинал? 


На выставке «Афонские иконы Божьей Матери» — и обычные фото, и цветная литография.
— Главное — что реликвии, хранящиеся в недрах афонских храмов, смогут увидеть многие, — доволен автор. — Эти изображения не изданы ни в одном альбоме или туристическом буклете. Фрески невозможно привезти. А сделать фотографию уникальной росписи по благословению настоятеля — можно. Большинство этих изображений — из Ватопедского монастыря. Считается, что там наибольшее количество — семь — чудотворных икон Божьей Матери. К примеру, икона Тихвинская. До сих пор на окладе из серебра остались застывшие капельки — 17 февраля 1877 года эта икона «заплакала». Монахи ватой высушили ее. На следующий день смотрят — из глаз уже льются струйки. А икона «Всецарица», написанная в ХVII веке, впервые явила чудотворную силу, когда перед ней стоял, что-то бормоча, какой-то человек. Вдруг он упал на землю, словно его толкнула невидимая рука. Как только пришел в себя, бросился исповедоваться, что занимался магией, и пришел к иконе, чтобы проверить свою черную силу. Позже люди стали замечать, что икона исцеляет больных со злокачественными опухолями. 

Кстати, список с иконы «Всецарица» в августе 2004 г. привез в наш Свято-Покровский монастырь именно Евгений Легач — по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима и архиепископа Онуфрия. Образ написали иноки греческого монастыря Ватопед, специально для Харькова. 

— Эта копия обладает теми же свойствами, что и оригинал, — утверждает Евгений Легач.
На вопрос о том, чудотворны ли остальные копии, представленные на выставке, он ответил так: 

— Степень чудотворности находится в прямой зависимости от степени веры человека, а не от материала. Кстати, сейчас начали писать на прессованной влагостойкой доске, из которой мебельщики изготавливают столешницы. Считается, что это самый лучший на сегодня материал, потому что он не трескается, не подвергается гниению и поверхность у него идеально ровная. А самый первый образ Богородицы, по преданию, создал на доске апостол Лука еще при ее жизни. 

Многие из этих икон попадут в харьковские храмы, обещает Евгений Легач. Кроме того, он собирается еще не раз выставлять православные раритеты.