Память о Великой Отечественной войне живет в каждой украинской семье. Накануне Дня Победы известные харьковчане поделились воспоминаниями с корреспондентом «ВХ»о том, где воевали их отцы и деды.

Ни разу не был ранен!

 

— Отца призвали 19-летним парнем в «учебку» на трехмесячные курсы, после чего в звании лейтенанта перебросили на фронт, — вспоминает вице-губернатор Игорь
Терехов. — Воевал в десантных войсках, прошел всю войну и даже не был ранен. Но отец не очень любил вспоминать о войне, так как из девятерых детей он единственный остался жив… 

Воевал даже в Японии

 

— Мой отец Леонид Иванович пошел на фронт в 1942 году. Дошел до Австрии, а потом был направлен в Японию и заканчивал войну в Манчжурии, — гордится тем, что он сын фронтовика, директор Харьковского регионального центра оценивания образования Александр Сидоренко. 

Собрал за войну много наград 



— Мой дед по материнской линии Петр Андреевич в Великую Отечественную был артиллеристов и получил много наград: Орден славы третьей степени, две медали «За отвагу» и медаль «За боевые заслуги», — перечисляет военком Харьковской области, начальник Харьковского военного гарнизона Алексей Середа. 

Чудом избежал смерти 



Дедушка по отцу скульптора Александра Ридного тоже служил в артиллерии. 

— Дмитрий Егорович рассказывал, как он чудом уцелел, — говорит Александр. — Остановились на постой в каком-то селе и заночевали в одной из хат, а ночью дедушка проснулся от того, что его кто-то звал на улице. Он вышел на зов, и в это время в дом попал снаряд. Из солдат чудом уцелел только он и еще один товарищ... 

Спасло умение плавать 



— Наша семья родом из Крыма, поэтому папа плавал как щепка, — рассказывает директор Харьковского Художественного музея Валентина Мызгина. — Его призвали в 20 лет, и он сразу попал в Севастополь, был защитником Сапун-горы. После ранения практически ослеп, по морю его направили в госпиталь, но судно разбомбили. Отец спасся, но ему пришлось плыть наугад, практически ничего не видя. И все-таки он добрался до берега! Папа долго лежал в госпитале, но зрение в полной мере так и не вернулось… 

Свет Харькову дал дед КВН-щика

 

Дедушка КВН-щика Глеба Тимошенко Василий Лясковский как высококлассный специалист (слесарь-монтажник) во время войны был эвакуирован в тыл, где ремонтировал подводные лодки и корабли, а бабушка КВН-щицы Даши Кобяковой партизанила в Коляжинских лесах Черниговской области. 

— После того как Харьков освободили, бригаду деда перебросили на восстановление ТЭЦ, находящейся на ХТЗ. Их бригада и дала в городе первый свет, — рассказывает Глеб Тимошенко. 

— Моя бабушка Ксения Охрименко была связной, — гордится «блондинка» Дарья Кобякова. — Чтобы пронести мимо немецкого поста бинты и медикаменты для наших солдат, бабушка прятала их в детские пеленки сестры моей мамы, которой было всего 9 месяцев. Бабушка говорила немцам, что у ребенка тиф, и сильно щипала малышку. Солдаты не выдерживали рева ребенка и пропускали. А когда Киев в 1943 году освободили и их партизанский отряд соединился с отрядом Сидора Ковпака, бабушка даже сшила из домашней скатерти знамя и вышили его желтыми нитками из дедушкиного пояса. После войны оно попало в харьковский музей. 

От Ленинграда до Европы

 

А у городского головы Михаила Добкина в годы Великой Отечественной войны воевали оба деда: один освобождал от фашистов блокадный Ленинград, а другой в составе пехотных войск — Европу. 

— Я горжусь своими дедами и постараюсь сделать так, чтобы мои дети и внуки обязательно исповедовали такое же отношение к тем событиям и людям, которые принесли нам победу, — обещает Михаил Маркович.