Любопытную акцию провела накануне группа студентов из разных уголков страны, которые приехали в Харьков с ответственной миссией — популяризировать украинский язык. Корреспондент «ВХ» с радостью присоединился к энтузиастам.

Ближе к обеду представители общественной организации «Не будь байдужим», а также пресса и телевидение собрались у памятника народному поэту Тарасу Шевченко. Чтобы вовлечь в процесс украинизации массы, студенты придумали хитроумный способ — предложить администрации магазинов, кафетериев, аптек использовать вместо привычных русскоязычных табличек «открыто» и «закрыто» таблички на украинском — «відчинено» — «зачинено». Експеримент заключался в том, чтобы вешать таблички без предупреждения и предварительного согласия хозяев. 

Для начала участники акции в сопровождении журналистов и просто зевак отправились в скромную закусочную под названием «Пирожковая». В сумрачном помещении несколько человек с явным аппетитом поглощали булочки и пирожки с картошкой. Увидев людей с видеокамерами, клиенты закусочной слегка опешили. Растерялась и хозяйка. Впрочем, узнав в чем дело, женщина без колебаний согласилась на обмен табличек, после чего вежливо попросила всех как можно скорее покинуть помещение. 

Следующим экспериментальным объектом оказался салон оптики. Вот здесь-то и появились первые препятствия. Администратор магазина в категорической форме отказалась повесить табличку «на мове», мотивируя свое решение тем, что, мол, начальство запретило. Организаторам акции пришлось девушку поуговаривать, прежде чем она все-таки решилась позвонить боссу с просьбой разрешить хотя бы на время украинизироваться. Однако положительного ответа не получила и, чтобы сгладить неловкость, пообещала, что как только в Харькове будет Евро, так сразу же в магазине повесят все необходимые таблички, причем сразу на трех языках — английском, украинском и русском. 

Разочаровавшись в работниках отечественной оптики, процессия «украинизаторов» дружно двинулась в магазин канцтоваров. Но там все оказалось еще хуже. Диалог с продавцом звучал следующим образом: 

— Девушка, не хотите поменять таблички «открыто» — «закрыто» на украинский вариант? 

— Вы че, ваще обалдели? Зачем нам это нужно? У нас серьезная клиентура, нас люди не поймут. 

Продолжать беседу в том же духе участники акции сочли нецелесообразным.
После нескольких таких посещений слава о надвигающейся колонне, которая хочет украинизировать весь город, достигла магазинчика турецкой одежды. В заведении нас встретили прохладно. 

— И сюда добрались! — явно нервничая, произнес средних лет сотрудник. Открестившись от журналистов, он увлек одного из активистов движения к себе в кабинет. Через пять минут было оглашено решение. 

— Нам таблички не нужны! 

В целом «нашествию» подверглись с десяток фирм, расположенных на центральных улицах. Результат можно назвать ничейным. Украинский не победил, но и не проиграл. Один из организаторов акции Павел Подобед сказал, что целью акции было показать горожанам, что бизнес в стране вполне может быть украинским. 

— Украинский язык не мешает достижению хороших результатов и получению прибыли, — уверен Павел.

Хронология
Акция «Бізнес зустрічає українською» общественной организации «Не будь байдужим» — четвертая по счету. Первая акция под названием «Ремикс-482» проходила около года назад. С помощью известных ди-джеев популярные старые украинские песни были переделаны на новый лад. Вторая акция — литературный вечер «Куди подівся Дон Хосе» — была направлена на популяризацию украинского слова. Третья — «Мазепа-Made In Ukraine» — была приурочена к годовщине Полтавской битвы. Ученики школ писали сочинение под названием «Кто для меня Иван Мазепа?». 

В планах — еще одно мероприятие, на этот раз связанное с Евро-2012. Правда, пока организаторы держат свою идею в секрете.