Отведав зефира, напичканного… червями, корреспондент «Вечернего Харькова» решила добиться защиты своих прав как рядовой потребитель.
В минувшую пятницу я надумала побаловать себя сладеньким. У кондитерского киоска, расположенного в переходе метрополитена, от разнообразия всевозможных лакомств разбежались глаза. Остановилась на «свежайшем», как отрекомендовала свой товар продавщица, бело-розовом зефире.В обеденный перерыв, уткнувшись в компьютер, с превеликим удовольствием умяла, не глядя, почти все 300 граммов. Когда же в пакетике осталась последняя зефиринка, я, дабы продлить удовольствие, разломила ее пополам и с ужасом обнаружила, что «свежайший» зефир облюбовали маленькие черви.
Посмотреть на чудо-лакомство собрались все коллеги-журналисты. Когда прошел первый шок, я решила попробовать отстоять потребительские права.
Хождение по мукам
Сначала позвонила в районную санэпидемстанцию.
— Торговые точки в переходе метрополитена мы не проверяем. Наши объекты — те, что на поверхности. Скорее всего, этим занимается специальная служба при метрополитене, — предположили в райСЭС, однако что это за спецслужба и как с ней связаться, сказать не смогли.
Следующий звонок последовал в приемную метрополитена.
— У нас такой службы нет. И все, что находится в переходах, к нам не имеет никакого отношения. Это арендаторы, так что попробуйте обратиться в отдел аренды, — посоветовала секретарь.
Однако сколько я ни набирала указанный номер, трубку на том конце провода никто не брал.
Снова звоню в СЭС, на сей раз в городскую.
Здесь, «погоняв» меня по нескольким отделам, порекомендовали пожаловаться в железнодорожную санэпидемстанцию, причем ни адреса, ни телефона не подсказали. Пришлось воспользоваться справочником. Сотрудники ж/д СЭС переадресовали в Основянскую линейную СЭС.
— Да, продуктовые киоски в переходах метрополитена проверяем мы, отдел гигиены питания, — раздалось в трубке.
Ну, наконец-то! Однако в пятницу сотрудники отдела оказались на выезде, так что пришлось ждать до понедельника. Доживу ли?
«Это ЧП! Проверим немедленно…»
Новая неделя началась со звонка в отдел гигиены питания Основянкой СЭС. И что приятно поразило — реакция оказалась незамедлительной.
— Купила зефир, он оказался червивым, — начала я свой рассказ.
— Да вы что? — ужаснулась врач гигиены питания Татьяна Гуденко. — Как вы себя чувствуете? Где делали покупку? Посмотрели номер торгового киоска и фамилию предпринимателя?
Слава Богу, чувствовала я себя, как ни странно, нормально, а вот на необходимые данные внимания, конечно же, не обратила.
— Прямо на киоске должна висеть бумажка, где указана эта информация, — подсказала Татьяна Анатольевна. — Посмотрите, пожалуйста, и перезвоните мне прямо на мобильный (назвала свой номер на случай, если ее не окажется на месте) — мы незамедлительно проверим эту торговую точку, даже не дожидаясь вашего письменного заявления, так как устная жалоба — это тоже сигнал. О результатах сообщим вам по телефону. Это же ЧП!
И только тогда, удовлетворенная как потребитель, я призналась, что являюсь представителем СМИ. Как журналисту Татьяна Гуденко сообщила, что, согласно постановлению Кабмина, все проверки отменены до 2010 года. И проверить торговую точку специалисты сейчас могут только по жалобе.
— Конечно, продавцы расслабились, если мы приходим с проверкой раз в год, — посетовала она. — Согласно закону, по жалобе мы должны проверить торговую точку в течение десяти дней, но здесь дело очень серьезное, поэтому проверим сразу же.
Кстати, специалист подсказала, что, помимо СЭС, можно было обратиться в управление по делам защиты прав потребителей, а там уже подключают к проверке соответствующую санэпидемстанцию.
Предприниматель оштрафован за нарушение санитарных норм
В «мой» киоск сотрудники санэпидемстанции наведались с проверкой, как и обещали, в понедельник. Однако причину появления червей в продукте, к сожалению, установить не удалось.
— Той партии зефира в реализации уже не было. Судя по документам, которые предоставила предприниматель, она закончилась в пятницу, то есть, можно сказать, вы оказались одним из последних покупателей злополучного товара, — говорит Татьяна Гуденко. — Не удалось поговорить и с реализатором, у которого вы делали покупку — с понедельника работала ее сменщица. Она показала документы — с прошлой недели этот товар ей не переходил. То есть, по всей видимости, вы купили этот зефир на исходном сроке реализации.
По словам Татьяны Анатольевны, предприниматель, естественно, грешит на производителя.
— И все же я считаю, что причиной брака стало вовсе не нарушение технологии изготовления продукта, а несоблюдение условий его хранения, — отмечает Татьяна Анатольевна. — Дело в том, что в зефире очень высокая концентрация сахара, поэтому там никто не может «поселиться», а при нарушении хранения, конечно, может быть все что угодно. Скорее всего, мушка села, обсеменила, и под пленкой эти червячки размножились…
Так как факт червивого зефира оказался недоказуем, претензий к предпринимателю именно по этому вопросу предъявить невозможно, говорит Татьяна Анатольевна. Но в киоске были выявлены другие нарушения, в частности, по ведению документации, а именно — по сертификатам качества.
— Составлен протокол о саннарушении, предприниматель заплатит 102 гривны штрафа, — отмечает Татьяна Анатольевна. — А свои деньги за некачественный зефир вы можете без проблем получить у реализатора.