В Харьковской области насчитывается порядка 2 миллионов 200 тысяч избирателей — вместе с «двойниками» и «мертвыми душами». Сколько же нас на самом деле, станет известно к 15 сентября.

Предстоящие в январе 2010 года президентские выборы станут первыми, в которых будет использован электронный банк данных всех избирателей Украины — государственный реестр избирателей. Для его создания и уточнения информации отделы ведения государственного реестра (всего их в области 42) используют базы данных органов МВД, Минюста, опеки и попечительства, здравоохранения, учреждений социальной защиты, госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний и спецучреждения, которое осуществляет учет бездомных граждан.

Процесс внесения изменений в персональные данные избирателей начался 1 июня. Однако ни одно министерство или ведомство страны не обеспечило своевременного представления сведений в отделы ведения в установленные сроки (с 1 по 15 июня), сообщила зампредседателя ЦИК Жанна Усенко-Черная.

— Органы юстиции, которые находятся вне территории моего района, нарушают эти сроки, — подтверждает завотделом ведения госреестра избирателей Коминтерновского районного в городе Харькове совета Ольга Бережная. — По закону, обновление информации на основании их ведомостей закончилось 31 июля, и вносить изменения позже — незаконно. А что делать с ведомостями, которые придут в августе, я не знаю: складывать или отправлять назад?

Действительно, органы юстиции оказались не готовыми к такой массовой подаче информации, говорит завотделом ведения госреестра избирателей Московского районного в городе Харькове совета Павел Бакум. Им пришлось даже идти на такие экстренные меры, как круглосуточная работа.

— Но в нашем районе субъекты подачи информации выдержали сроки и подали ее вовремя, — рассказывает он. — Правда, некоторым пришлось вернуть поданные ведомости на доработку по незначительным вопросам, которые они быстро устранили.

Больше всего затрудняет составление реестра масса ошибок в наименованиях улиц, говорят сотрудники отделов ведения госреестров. К примеру, часто в списках встречаются старые названия, допустим, «улица Командарма Уборевича» (с 2002 года она именуется «улица Уборевича»). Кроме того, закон требует указывать место рождения каждого гражданина согласно современному административно-территориальному устройству Украины. И с этим возникают большие сложности, сетует Павел Бакум.

А вот ошибки в фамилиях пока не проверяются.

— Закон предусматривает, что мы априори верим тому, что нам предоставляют ЗАГСы или паспортные столы, — говорит Ольга Бережная. — Пока человек лично не придет в отдел (это будет следующий, четвертый этап составления реестра) и не покажет паспорт, спорная буква «е» или «и» останется на месте.

Когда и где можно будет уточнить свои данные, каждый потенциальный избиратель узнает из уведомления ЦИК с приглашением посетить свой отдел ведения государственного реестра, которое он должен получить с 1 по 31 августа. В случае же, если уведомления не будет, нужно обратиться в районный отдел (они работают при райсоветах) и уточнить свои данные: ФИО, дату и место рождения, адрес. Кстати, сверить можно не только свои персональные данные, но и соседские — закон это позволяет.