Архитектор Валерий Аксак представит в городской художественной галерее во вторник, 11 августа, свою экспозицию «Харьков в медальонах».

В коллекции ювелирной керамики автор постарался отобразить неизвестные страницы истории нашего города. Выставка будет работать до 22 августа.

Серию из 12 «больших медалей» (так переводится слово «медальон») открыла композиция, посвященная символу Харькова — колокольне Успенского собора (она была сделана в 2006 году). Как известно, колокольня Свято-Успенского собора была воздвигнута в Харькове после победы России над войсками Наполеона. Поэтому на медальоне вокруг фигур харьковских кавалеристов — участников войны — следы «боевых осколков» и черные пятна, похожие на пороховую гарь.

Другие работы

Валерий Аксак принимал участие в создании экспонатов для Музея эротической культуры народов мира. Профессор Валентин Кришталь заказывал ему самые «видные» работы из глины, например большой фаллос, который обнимает девушка, — центральная композиция музея.


Каждый из 12 медальонов (все они разного размера) посвящен знаковой личности, объекту или событию в истории Харькова: академику Бекетову и его творению — зданию Земельного банка; Зеркальной струе, Госпрому и другим архитектурным «чудесам Харькова».

Серию глиняных миниатюр Валерий Аксак планирует закончить медальоном с изображением стадиона «Металлист».

Харьковский архитектор утверждает, что придумал новый метод создания медальона — ювелирную керамику. Но в чем его суть — не открывает: «у каждого художника свои секреты». Свои мини-шедевры Валерий делает из обычной глины. Эмаль в керамике не применяет — старается сделать композиции естественными.

— Я действовал как архитектор, поэтому мои медальоны отличаются от тех, которые делают художники-керамисты, — говорит Валерий Аксак. Действительно, в его работах особенное «архитектурно»-композиционное решение, глубина проработки зданий и других изображений.

В своем творчестве архитектор пытается объяснить закономерности исторического развития Харькова и его уникальность. Кстати, он издал книгу-иллюстрацию, где изображение с каждого медальона сопровождается очерком о малоизвестных исторических фактах (литературная часть написана харьковским историком и журналистом Инной Можейко).

— Я — горячий сторонник академика Владимира Ивановича Вернадского, тем более что он наш земляк — в 1873 году он стал первоклассником Харьковской классической гимназии. А все потому, что Харьков был одним из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи. Вот я и стараюсь объяснить в своих работах причину феномена превращения захудалого провинциального городишка в крупный интеллектуальный центр. Понимаете, Харьков не стал бы Харьковом и мы не были бы харьковчанами, если бы, например, Сумская шла не с юга на север, а была построена в другом направлении. Или если бы у нас не было колокольни Успенского собора, которая является энергетическим и духовным фокусом Харькова и благодаря своей высоте и построенным вокруг церквям создает гармоничное развитие пространства.