26 августа советскому цирку исполняется 90 лет. СССР уже нет, но в Харьковском цирке еще помнят былые традиции, чтят звезд, которые у нас выступали, а марш советского цирка играют перед началом программы до сих пор.

Заместитель директора Харьковского цирка, шпрехшталмейстер, заслуженный артист Украины Леонид Спектор — фигура одиозная. Его знает каждый, кто хоть раз побывал в нашем цирке: именно с его торжественного появления из-за кулис начинается завораживающее цирковое действо. 

Леонид Михайлович застал Харьковский цирк в советские времена: работает здесь с 1965 года. Он вспоминает о том, как перед нашей публикой блистали «солнечный клоун» Олег Попов, Юрий Никулин, артисты Запашные, Карандаш (Михаил Румянцев), Михаил Шуйдин, Юрий Куклачев, Юрий Дуров, Ирина Бугримова. 

— Карандаш всегда собирал полные залы: когда он выступал — в цирке заняты были даже ступеньки: зрители сидели везде, где только можно, — говорит Леонид Спектор. — Выступал в нашем цирке и всеобщий любимец Юрий Никулин (в 1978-1979 годах). Он был замечательным клоуном и человеком: веселым, шкодным, очень легким в общении. Каждый раз в манеже импровизировал, зритель многого даже не замечал, а мы умирали со смеху. 

Никулину работалось легко: публика его обожала. Он даже еще не появлялся на манеже, но как только в начале номера Михаил Шуйдин вскакивал на барьер и звал: «Юрик!» — зал уже начинал стонать. 

— Мы работали в Новый год для школьников, — рассказывает Леонид Спектор. — По ходу спектакля «Юрика» схватили «бандиты» и посадили в клетку. А я возьми да скажи: 
«Ребята, поможем Юрику освободиться?». Две тысячи ребят тут же бросились его освобождать. «Злые силы» убежали, а Никулин в клетке так смеялся, что слова сказать не мог. Чтобы усадить ринувшихся ребятишек, мне пришлось поспешно поблагодарить «спасителей» и попросить их снова занять свои места.

Они опасны, но в них можно влюбиться 



Леонид Спектор считает, что самая опасная цирковая профессия — дрессировщик. Некоторым воспитателям хищников везло. Так, у Маргариты Назаровой был громадный ручной тигр Пурш, с которым она снималась в «Полосатом рейсе» и даже ездила по городу в автомобиле. А у Ирины Бугримовой был лев Цезарь, который не единожды защищал ее от своих же сородичей. 

Но такие нежные чувства между дрессировщиками и их питомцами складываются не всегда. У той же знаменитой дрессировщицы Ирины Бугримовой, воспитавшей больше 40 львов, были искусаны-исцарапаны руки и ноги — это обычный «декор» всех, кто работает с хищниками. 

— В 1970 году был несчастный случай, когда тигр загрыз в манеже дрессировщицу, — вспоминает Леонид Спектор. — Она выступала в сапожках на каблуках, споткнулась и упала. Падение спровоцировало природные инстинкты тигра: он прыгнул и схватил ее за горло в момент, когда она даже еще не успела упасть на манеж. 

Если хищник решился напасть всерьез и уже почувствовал кровь — пощады не жди. Но дикие кошки, по крайней мере, «предупреждают» о нападении: они прижимают уши, «поднимают» шерсть. И у дрессировщиков, и у тех, кто стоит за клеткой с брандспойтами наготове, на такие «особые приметы» глаз уже наметан. Опаснее же всего работать с медведями — они ничем не выдают агрессии: мгновенно подсекают и рвут. 

Но как бы ни были опасны хищники, одно из самых любимых цирковых животных Леонида Спектора — тигр. 

— На него только взглянешь — и сразу можно влюбиться. Лев — гривастый, вальяжный, он может лениво выйти на манеж и лечь. А тигр никогда себе такого не позволит. Тигр — это реакция, резкие движения, сильные прыжки и выразительные глаза. Они заставляют дрессировщика быть в постоянном напряжении. 

Но самые злопамятные животные — слоны: они могут затаить обиду и отомстить. Гиганты могут, как мяч, отфутболить обидчика ногой или придавить к земле хоботом. И помочь освободиться от слона могут только помощники дрессировщика: отвлечь или уколоть сзади, чтобы он оглянулся. 

Зрители тоже бывают опасными

 

Как это ни парадоксально, но труд артистов делают еще опаснее сами зрители. Не зря перед номером с хищниками в цирке всегда звучит категорическое предупреждение не передвигаться по залу. Был случай, когда, бахвалясь перед девушкой, нетрезвый парень решил дернуть царя зверей за хвост. А однажды мама не уследила за чадом, и малыш устремился к тигру. 

— Хищники — охотники, — объясняет Леонид Спектор. — Они мгновенно реагируют на тех, кто меньше их. Мощное животное может броситься на клетку, отыграться на собратьях по манежу или дрессировщике. 

Но зрители бывают пострашнее зверей. 

— Как-то еще в старом цирке работали румынские артисты, — вспоминает Леонид Спектор. — Канатоходец шел по канату, на спине у него — партнерша. Металлическая скобка, которой кто-то из зрителей выстрелил из рогатки, застряла у нее под глазом (к счастью, от падения ее спасла лонжа). Другому артисту травмировали глаз металлическим шариком. 

А сейчас некоторые зрители «забавляются» лазерными указками: специально целятся в темноте в глаза артистам. Яркий луч ослепляет, и это «развлечение» чревато для выступающих падением с высоты. 

Советский цирк был одной семьей

 

После распада большой страны Харьковский цирк один из немногих в СНГ продолжает заниматься активной гастрольной деятельностью: в Украине есть великолепные артисты и номера, но в стране 11 цирков и всего около ста номеров — этого недостаточно для представлений, номера должны чередоваться хотя бы через 2–3 года. Поэтому в Харьков приезжают артисты из ближнего зарубежья: из России, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана. 

— Мы были как одна семья: жили в одном общежитии, по очереди жарили на кухне картошку, вместе ходили на работу, — вспоминает Леонид Спектор. — Фред Яшинов, 54 года возглавлявший Харьковский цирк, с гордостью называл советский цирк великой цирковой державой. В Советском Союзе было 76 цирковых стационаров — такого количества нет ни в одной стране мира. А о качестве говорит хотя бы тот факт, что в них работали Герои Социалистического Труда, народные и заслуженные артисты. В Советском Союзе цирк находился на одной ступеньке с театром, его ценили и любили. 

— Мы должны равняться на былые достижения и никогда не опускать планку, заданную великими мастерами за 90 лет, — добавляет директор Харьковского цирка Алексей Житницкий. — Цирк — это уникальное искусство, и сегодня оно нужно как никогда. Сейчас в обществе сильны кризисные настроения, а цирк дает только положительные эмоции, дарит оптимизм и воспитывает веру в человека. Мы стараемся развивать цирковое искусство, но делаем это фактически за собственные средства: к сожалению, денег на новые номера государство не выделяет. 

— Однако, несмотря ни на что, желания сменить профессию никогда не возникало, — улыбается Леонид Спектор. — Общая атмосфера и даже запахи — все это родное. Дышать свежим воздухом хожу на конюшню. В общем, влюбился в цирк, как однолюб — на всю жизнь.

Цирковые суеверия

Чтобы в цирке был сбор, здесь никогда: 

— не садятся спиной к манежу;
— не лузгают семечки;
— не ходят с открытым зонтиком;
— не переходят дорогу артисту, который готовится выйти на манеж.