Не исключено, что пока еще лояльные правила приема в вузы могут стать суровее.

Аттестат снова «в моде»?



3 сентября в ХНУ им. В.Н. Каразина прошли общественные слушания «Доступ к высшему образованию: поиск справедливой модели», где вступительной кампании устроили «разбор полетов». Все, кто «причастился к тестированию» — чиновники от образования, ректоры харьковских вузов и директора школ — выдвинули предложения по усовершенствованию процедуры поступления.

И вузовским, и школьным администраторам идея тестирования пришлась по вкусу, зато нашлись претензии к условиям приема в университеты и академии: педагоги предложили, кроме баллов в сертификатах, учитывать и средний балл в школьном аттестате.

— Школьники должны учиться и знать, что аттестат — это их знания, — уверяет ректор Харьковского Национального технического университета «ХПИ» Леонид Товажнянский.

Кроме того, есть предложение сократить число вузов, куда абитуриенты могут подать заявления для поступления: в этом году абитуриентов не ограничивали — теперь количество вузов хотят урезать до трех-четырех.

— В Российской Федерации к сертификату прилагается несколько отрывных талонов, которые подаются в вуз вместе с копией сертификата,— объясняет ректор Харьковского государственного университета питания и торговли Александр Черевко.

Ректоры требуют «интернациональных» тестов


Изменения могут коснуться и содержания тестов: неточности в заданиях последнего ВНО повлияли на конечный результат. Кроме того, участники слушаний предложили оставить за абитуриентами возможность самим выбирать язык ВНО (ранее Министерство образования предлагало проводить тестирование исключительно на украинском языке).

Есть хорошая новость и для «передовиков школьного производства» и слушателей подкурсов: ректоры настаивают на возвращении привилегий при поступлении победителям университетских ученических олимпиад и выпускникам системы довузовской подготовки.

Для нынешних льготников с нарушениями здоровья придумали иную форму помощи. Сейчас людей с ограниченными возможностями при наличии минимального балла в сертификате механически зачисляют в вузы на места госзаказа. Ректор Харьковского национального педуниверситета имени Г.С. Сковороды Иван Прокопенко сетует, что абитуриенты, пришедшие с высокими показателями в сертификатах, не смогли стать студентами, поскольку места оказались заняты.

— Для детей с особыми потребностями нужно предусмотреть квоту на обучение за государственные средства — бесплатно или с предоставлением кредитов, которые, отработав по специальности определенное время, им уже не нужно будет возвращать, — считает Иван Прокопенко.

Ректоры высказались за то, чтобы выделять квоты, учитывая и государственные нужды, и возможность людей с особыми потребностями работать по полученной специальности.

«Большой педсовет» направил предложения в Верховную Раду, в секретариат президента и в Кабинет министров.