Гость «Прямой телефонной линии» — Иван Федорович Прокопенко, ректор Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, председатель постоянной комиссии по науке и образованию Харьковского областного совета, Почетный гражданин Харькова.

Сейчас абитуриенты выбирают профессию методом проб и ошибок


— Здравствуйте, Иван Федорович! Расскажите, пожалуйста, каких специалистов готовит ваш университет.

— Наш педагогический университет — один их самых старых в Украине. Он основан по инициативе Василия Назаровича Каразина одновременно с Харьковским национальным университетом.

Сегодня в нашем университете на 15 факультетах, в Институте последипломного образования, в двух педагогических колледжах учатся около 12 тысяч студентов. Университет обеспечивает школы учителями всех специальностей.

— Добрый день, Иван Федорович. Поделитесь, пожалуйста, мнением о тестировании.

— Я за разумный подход во внешнем независимом оценивании. По моему мнению, уже складываются предпосылки для разрушения школьной системы образования. Игнорирование аттестата приводит к тому, что ребенок идет в школу не за знаниями, а за оценками только по двум предметам, необходимым для ВНО и поступления в вуз. В результате дети выйдут из стен школ с очень ограниченными знаниями.

Есть и другие опасения. Нынешние абитуриенты, подавая документы не в университеты одного профиля, а в разные вузы одновременно: и в медицинский, и в политехнический, и в аграрный университеты — выбирают себе не профессию, а вуз, куда их примут. В этом году были случаи, когда абитуриенты подали заявления сразу на все специальности нашего университета. Можно ли поверить, что они одновременно хотят быть воспитателем дошкольного заведения, учителем начальной школы, математиком, физкультурником, химиком, биологом?

Думаю, что авторитет школьному аттестату нужно вернуть, а тестирование сделать альтернативным. Абитуриент может сдавать в вузы экзамены, а может сдать и тесты — если он тревожится, что у него могут потребовать взятку.

— А какие учительские специальности пользовались в этом году у абитуриентов самой большой популярностью?

— Традиционно высоким был конкурс на языковые специальности (около десяти человек на место), очень высокие конкурсы у нас были на специальности «Изобразительное искусство» (мы готовим учителей рисования и дизайнеров), «Психология», «История», огромный конкурс на факультет физвоспитания.

— Здравствуйте. Меня зовут Оля. Расскажите, пожалуйста, каких специалистов выпускает Институт языков мира?

— В структуре ХНПУ им. Г.С. Сковороды восемь институтов. Один из них — Институт языков мира. Мы готовим специалистов по всем основным европейским языкам: английскому, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому, польскому и пяти восточным языкам: японскому, китайскому, фарси, турецкому и ивриту. Наш университет дает классическую языковую подготовку, поэтому выпускники преподают иностранные языки, работают переводчиками, благодаря владению языками реализуют знания в разных отраслях: многие работают успешными менеджерами, бизнесменами.

Маленьким школам нужен «семейный» учитель


— Добрый день, Иван Федорович. Меня зовут Валентин Артемович. Существует ли в вашем вузе распределение выпускников?

— Мы обязательно трудоустраиваем всех, кто учится по госзаказу; наши выпускники должны проработать в школе три года. Сегодня с поиском работы есть проблемы, и те, кто обучается за собственные средства, тоже хотят, чтобы мы их трудоустроили. 60% молодых специалистов мы распределяем в городские школы, 40% — в сельские.

— А охотно ли ваши выпускники едут работать в сельские школы?

— Все учителя, работающие в районах области, — выпускники Харьковского национального педагогического университета. Но, к сожалению, один из недостатков ВНО — утрата связи «школа – вуз – школа». Раньше у нас эта система была отработана, а теперь выпускники становятся независимыми и не хотят возвращаться в родную школу. Думаю, что в ближайшее время сельская школа будет страдать от отсутствия учителей.

Я сожалею, что сейчас на селе закрывают школы. Закон Верховной Рады не разрешает закрывать школы в сельской местности, но недавно в одном из сел Изюмского района разогнали и учителей, и учеников. Ближайшее село, где есть школа, находится в 12 км. Думаю, возить шестилетних детей на такое расстояние — грех.

— Вашему университету исполнится 205 лет. Есть ли разница между учителем ХIХ и ХХI века?

— Учителей ХIХ — начала ХХ веков называли народными. Многие из них выполняли просветительскую функцию: их приглашала громада. Я хотел бы, чтобы у нас возродилась земская система, при которой были построены школы в стиле украинского барокко. Земский учитель в начале ХХ века получал 280 рублей в год (корова стоила 5 рублей) — эти деньги обеспечивало земство. При этом сельские учителя были недовольны зарплатой и требовали 360 рублей.

— Здравствуйте, Иван Федорович. Скажите, пожалуйста, а сколько сейчас получают школьные учителя?

— Самый «богатый» педагог — ректор. С января 2008 года я получаю пристойную зарплату, а до этого получал 1760 грн. Сейчас зарплата ректоров не превышает 2500 грн.

Средняя зарплата учителя — больше 1000 грн. После окончания вуза выпускник получает 600-800 грн., но когда дослужится до высшей категории (лет через 20), будет получать 1800 грн. В сельских школах учителям платят еще меньше: там мало детей и классов, поэтому нагрузка очень низкая. Я считаю, что учителю в сельской местности нужно платить независимо от количества учебных часов. От разговоров о том, что учителя нужно стимулировать и поддерживать, нужно перейти к делу. Если так будут относиться к учителю — в село никто не поедет. Кроме того, я считаю, что малокомплектным школам с пятью-семью учениками нужен «семейный» учитель.

— То есть он будет читать почти все предметы?

— В дворянский период один учитель проходил полный цикл начального образования и воспитывал в гимназиях гениев. Для малокомплектных школ мы готовим таких учителей на базе факультета начальных классов: они изучают углубленный курс математики, природоведения, физкультуры.

Учебники пишут те, кто не работает в школе



— Здравствуйте, меня зовут Ирина Анатольевна. Иван Федорович, хотелось бы выслушать ваше компетентное мнение. Довольны ли вы качеством и содержанием нынешних школьных учебников?

— По содержанию они современны, но у нас есть к ним замечания. К сожалению, учебники пишут те, кто не работает в школе. Некоторые мы пишем сами. В этом году, например, мы издали для школы 17 альтернативных учебников. Я, например, написал учебник по основам экономических знаний. Поэтому точно знаю, что самое трудное — писать учебники для школьников: и язык, и содержание, и иллюстрации, и даже дизайн должны соединиться, чтобы учебник был детям интересен.

Учитель должен быть всегда в форме


— Добрый день, Иван Федорович. Вы — педагог с огромным стажем. Какой школьный урок вы считаете профессиональным?

— Учитель должен быть интересен ученикам. К сердцу будущего математика можно найти ключ, например, через танцы или футбол. Когда-то одна директор школы пришла ко мне: «Я просила у вас учителя физкультуры, а теперь заберите его, пожалуйста. Все дети от первого до десятого класса ходят за ним». Вот это и есть настоящий учитель.

Учитель — очень сложная профессия, в ней нет ничего второстепенного: важно, как учитель разговаривает, как одевается, какой у него макияж. Если учитель войдет в класс шаркающей походкой — его возненавидит весь класс. Он может быть чудо-математиком, но дети будут замечать только его походку. Даже шестилетние первоклассники так оценивают учителя, а старшее поколение и не догадывается, что они это понимают. Где бы учитель ни жил — в городе или в селе — нужно постоянно быть в форме.

Кстати, в нашем вузе воспитывают настоящих спортсменов. Мы подготовили полтора десятка олимпийских чемпионов, каждый год наши спортсмены входят в состав сборных Украины, привозят в Харьков медали. Много внимания уделяем и творчеству студентов: у нас есть 76 творческих коллективов, где ребята развивают и музыкальные, и вокальные, и хореографические способности.

— А кому бы вы категорически отсоветовали к вам поступать?

— Не любишь детей — не связывай свою жизнь с их воспитанием и обучением.

«Буду считать себя должником»


— Здравствуйте, Иван Федорович. Расскажите, пожалуйста, о недавнем событии в вашей жизни: о присвоении вам звания Почетного гражданина Харькова.

— Мне оказали такую честь, но я рядовой харьковчанин и люблю свой город. Я не считаю это наградой: награду ты «отрабатываешь» до того, как ее получаешь. Я буду всегда считать себя должником всей харьковской громады.

А вообще я счастливый человек: я построил дома, в том числе и педагогический университет, посадил деревья и сады, родил сыновей и дождался внуков.

Личное дело

Иван Федорович Прокопенко — ректор Харьковского национального педагогического университета. Родился 10 июня 1936 г. в с. Васильки Полтавской области в семье колхозников. В 1964 г. успешно закончил Харьковский юридический институт. С 1965 по 1980 г. преподавал в Харьковском юридическом институте, прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой политэкономии. В 1970-1973 г.г. учился в аспирантуре Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. С 1980 г. по сегодняшний день — ректор Харьковского национального педагогического университета. С 1984 г. возглавляет кафедру экономической теории, с 2002 г. — директор Института Украинского казачества при ХНПУ им. Г.С. Сковороды.

Кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, один из основателей, академик и действительный член Академии педагогических наук Украины, Академик Российской академии образования, Почетный гражданин Харькова. Удостоен почетного звания «Заслуженный работник народного образования Украины», награжден четырьмя медалями и орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Святой Софии», «За заслуги» III степени.

Хобби — книги. Сын Андрей возглавляет Службу современных информационных технологий. Старший внук Александр живет в США, работает веб-дизайнером. «Американскому» правнуку Нику (Никите) полтора года, внуку Андрею год и три месяца.