«Левых» продуктов стало больше: фальсификаторов подстегивают экономические сложности в государстве.

Музей фальсификатов в Харьковском государственном университете питания и торговли был создан лет пять назад. Экспертиза продуктов становится все более актуальной, и студентов учат, как отличить правильный продукт от фальшивки.

— Нынешний кризис возбудил дикий рынок, — считает ректор ХГУПТ Александр Черевко. — По моим оценкам, половина водочных изделий — подделки. Среди продуктов процент фальсификатов тоже высок.

Нынешние Остапы Бендеры действуют «изящнее», чем их предшественники. Прежняя фальсификация была бесхитростной, рассказывает доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров ХГУПТ Ирина Овчинникова. К примеру, раньше пшено продавали за рубеж, а так как там ценится пшено желтого цвета — его «подкрашивали» красным тертым кирпичом. Этот стройматериал обнаруживали и в аджике: его добавляли вместо красного перца и других специй. А в подпольных цехах в 90-е годы не гнушались добавлять в макароны клей КМЦ.

Сейчас на смену грубым подделкам приходят новейшие технологии. На «фальшивую индустрию» работают не «народные умельцы», а ученые и технологи. Их задача — снизить себестоимость продукции, закладывая как можно меньше ценных компонентов и заменяя их дешевыми.

Если кофе не бодрит, а коньяк не радует


Один из самых любимых продуктов фальсификаторов — кофе. Практически 99% растворимого напитка, продающегося в наших магазинах — подделка.

— В 2006 году мы взяли 20 образцов растворимого кофе разных производителей — в металлических и стеклянных банках, вакуумных упаковках, стиках. И ни в одном из них не было стандартного содержания кофеина (2,3%), — объясняет Ирина Федоровна.

В одном из образцов было всего 0,13% кофеина, а в самом «лучшем» из 20 образцов специалисты университета обнаружили только 0,66 % бодрящего вещества.

Не менее популярно у «алхимиков» и спиртное.

— Чаще всего подделывают красные вина: они пользуются большим спросом, чем белые, — говорит Ирина Федоровна. — В лучшем случае в белое вино для подкрашивания добавляют сок свеклы, черноплодной или красной рябины, в худшем - синтетические красители.

С коньяком у фальсификаторов тоже не много мороки. Чтобы подделать этот благородный напиток, достаточно всего лишь плеснуть в водку экстракт «Брэнди».

К такому «коньяку» как нельзя лучше подойдет «фальшивый» шоколад.

— Раньше по стандарту основными компонентами шоколада являлись какао тертое, какао-масло (его стоимость втрое превышает цену сливочного) и сахар, — рассказывает специалист. - Сейчас стандарт изменили: просто обозначено, что в шоколаде могут быть продукты переработки какао.

То бишь производитель может использовать и какао-порошок. Впрочем, некоторые «умельцы» идут еще дальше и вместо какао-продуктов добавляют в шоколад муку или крахмал.

Любят горе-производители и приврать на этикетках. В музее фальсификатов ХГУПТ красуется банка с тушенкой, на которой значится завод, давно канувший в Лету. Коллекцию украшает и другая банка с надписью «Свиная», а далее на этикетке указан ее состав: говядина.

Масло с голубизной


В вузе есть много хитрых способов вывести фальсификаторов на чистую воду. Один из них — люминоскоп, с помощью которого можно определить, например, какой вид жира используется в продукте. «Правильный» масляный крем из сливочного масла под действием ламп прибора светится ярко-желтым светом, а крем с добавлением маргарина — ярко-голубым, иногда розовым (если используются иные жиры).

Люминоскоп «видит» и другие грешки.

— В колбасе высшего сорта не должно быть сухожилий, — говорит Ирина Федоровна. — Под действием люминоскопа они светятся ярко-голубым светом, будто звезды на небе.

Специалист с сожалением отмечает, что в последнее время все больше продуктов под волшебным прибором «светятся» совсем не тем цветом, которым положено по нормам…