Слепой харьковский художник Дмитрий Дидоренко не мыслит жизни без кисти и красок. Его кредо — постоянный творческий полет.

«Художник назначил меня собой»



27 октября Университет гражданской защиты Украины стал художественной галереей - здесь разместили выставку картин «Вечно рисующий» Дмитрия Дидоренко.

Художник потерял зрение 18 лет назад. Участвуя во Всесоюзной поисковой экспедиции по увековечиванию памяти погибших и погребении незахороненных останков солдат второй мировой войне, Дмитрий подорвался на немецкой мине и получил тяжелые ранения. Но, лишившись зрения, художник не оставил живопись, без которой не мыслит себя с раннего детства.

- Не я решил стать художником, а художник решил меня назначить собой, -- уверяет Дмитрий Дидоренко. -- Я таким родился, у меня не было других вариантов: это мое призвание. В школе меня постоянно ругали за то, что я неправильно держу ручку. Но я до сих пор держу ручку в пальцах как кисть. Все, кто меня знает, говорят: он рисовал вечно.

Дмитрий Дидоренко рисует мир по памяти. Композиции выстраиваются из накопленных раньше зрительных образов, прочитанных книг. Так, на создание полотна «Щит мятежного ангела проломлен» художника вдохновило «Слово о полку Игореве», а в основу картины «Лоскутный домик» легли разноцветные воспоминания.

- Это картина о том, что у каждого был домик детства, куда его отвозили к бабушке и дедушке. Тогда, в детстве, это казалось ссылкой, а теперь выясняется, что это были самые счастливые дни, -- улыбается художник.

Теперь восприятие художника дополняют новые ощущения от прикосновений, звуков, запахов. Одна из последних картин -- «Адриатическая фантазерка с арбузной корочкой», написанная после поездки в Венецию, создана именно благодаря им.

- Мои картины узнаваемы, но я не ставил задачу чем-то отличиться. У меня была безвыходная ситуация, и пришлось создать новую технику, чтобы профессионально рисовать при полном отсутствии зрения, соблюдая все нормы и законы колористики и композиции. Я применяю собственную технику, которая не имеет аналогов в мире. Использую бумагу, шило, ножницы — вот, собственно, и все, - говорит художник.

Дмитрий Дидоренко придумал сложную систему лекал и трафаретов, которые он вырезает на ощупь, причем для каждой картины и оттенка цвета - отдельный. Работа кропотливая, но благодаря этому его картины обретают не похожую на других авторов мозаичность и стилистику.

Между войной и миром



- До ранения я очень много рисовал войну, практически не выходил из темы Великой Отечественной войны, в картинах было много боевых действий, крови, оружия. Сейчас я соблюдаю реальные пропорции между войной и миром и войну рисую лишь периодически, - говорит Дмитрий.

Показательно, что на картинах Дмитрия Дидоренко нет черного цвета.

- Я просто не покупаю черную краску, -- признается художник. - В черном цвете нет необходимости: надо радоваться жизни. Очень важно не сосредоточиваться на трагедии - важно собрать силы и двигаться по кратчайшему пути. Я живу яркой жизнью, и чем она динамичнее, тем больше в картинах цвета. Я нахожусь в постоянном полете — только поэтому и живут мои картины. Если моя жизнь кого-то привлекла, если она кому-то дала возможность подняться и идти, самому что-то предпринимать, а не умирать или ждать чьей-то помощи — значит, я живу не зря.

Творческое досье


Дмитрий Дидоренко — художник мирового класса по Международной классификации, член Международной федерации художников при ЮНЕСКО, лауреат премии имени А. Куинджи в области изобразительного искусства 1995 г., обладатель статуэтки «Ника» международного клуба рекордсменов (Москва – Лондон). Имя Дмитрия Дидоренко занесено в «Книгу рекордов планеты». После ранения участвовал более чем в 50 художественных выставках.