Райсоветы изжили себя, утверждают городские власти и предлагают упразднить так называемые атавизмы советского прошлого. Мэр Михаил Добкин уверен, что модернизация этой структуры поможет не только избавиться от ненужного дублирования, но и сэкономить около 100 млн грн. в год.

— Михаил Маркович, почему, на ваш взгляд, нынешняя структура управления городом нерациональна

— Прежде всего из-за дублирования функций. Сегодня районные советы просто-напросто подтверждают и выполняют все те программы, которые были приняты на сессиях горсовета, задействовав при этом огромный аппарат госслужащих. Какой в этом смысл?
Районные советы — это эхо прошлого, они создавались исключительно под интересы партии. Но если раньше они занимались рядом городских проблем, в частности, следили за жилищно-коммунальным хозяйством, ремонтом внутриквартальных дорог, то сегодня эти работы мы проводим самостоятельно, причем с гораздо большим эффектом.
По Конституции вопрос о наличии либо отсутствии райсоветов входит в компетенцию местных властей, поэтому мы эти преобразования и проводим, не дожидаясь крупномасштабной административно-территориальной реформы. 

— А почему о реформе заговорили именно сейчас? 

— К этому нас подтолкнул экономический кризис. 

— Коснется ли реформа территориального устройства города? 

— Изменения территориального устройства относятся к компетенции Верховной Рады. Понимая, что парламент не работает, мы даже не будем просить сократить количество районов. 

Сегодня же, если получится, мы хотели бы переименовать такие районы, как Дзержинский, Октябрьский, Ленинский. Найдем названия, которые увековечат имена и события, тесно связанные с историей Харькова. Но это уже задача топонимической комиссии. 

— Какое же административное устройство предлагает городская власть? 

— После реформы в каждом районе будет назначен руководитель (предполагается, что он будет иметь статус заместителя городского головы), в его подчинении будет команда, которая полностью продублирует городскую: заместители по образованию, ЖКХ и т. д. Эти профильные замы будут подчиняться по вертикали соответствующему департаменту горисполкома, а в управленческой сфере — зависеть от руководителя района, который имеет эксклюзивное право и на их назначение, и на увольнение. 

— А кто будет назначать главу района? 

— Депутаты на сессии городского совета по представлению городского головы. 

— Кто же в таком случае будет распоряжаться районными бюджетами? 

— А зачем нам десять бюджетов? Ведь практически все они — дотационные и субсидируются из городского. Районные бюджеты фактически превратились в кассы по выдаче зарплаты и расчетов за электроэнергию. Как показала жизнь, в современных условиях невыгодно иметь десять различных взглядов на ремонт школ и больниц. Должна быть система. 

— Если райсоветы ликвидируются, то какой орган будет законодательным на уровне района? 
— Никакой. Будет только один законодательный орган — Харьковский горсовет, он и будет принимать решения в соответствии с единой социально-экономической политикой, но с учетом специфики каждого района. 

— Какие исполнительные структуры будут существовать на уровне районов? 

— Будет определенный аппарат, который позволит, с одной стороны, наладить жизнедеятельность района, а с другой, займется реализацией поставленных ему задач.
Нынешних сотрудников исполкома, которые не будут задействованы в новой структуре, мы направим работать в районные филиалы наших коммунальных предприятий — «Вода», «Жилкомсервис», «Коммуночиствод», то есть туда, где не хватает специалистов. К несчастью, с частью коллектива придется расстаться, но большинство служащих будет трудоустроено. 

— Какие расходы из местных бюджетов повлечет за собой эта реформа? 

— Никаких. На создание новой структуры пойдут сэкономленные средства, которые останутся от ликвидации райсоветов. К тому же помещения, оргтехника, автомобильный парк у них уже есть. 

— Каков будет экономический эффект от этого решения? Сколько и на чем удастся сэкономить? 
— Ответ на этот вопрос мы озвучим на сессии. Могу сказать, что это будут очень большие деньги — в пределах ста миллионов гривен в год. 

— Это нововведение отразится каким-либо образом на доступности власти? Куда люди смогут обращаться со своими проблемами? 

— На сегодняшний момент мы систематически проводим социологические исследования и видим, что люди в решении того или иного вопроса не связывают свои надежды с районной властью. В основном харьковчане все стараются решать напрямую с городом. Так, в каждом районе в здании райисполкома и сегодня находятся приемные городского головы, куда поступает гораздо больше обращений, чем в органы местной власти. 

— Почему, на ваш взгляд, новая структура будет более эффективна? 
— Потому что, сконцентрировав полномочия в одном месте, всегда имеешь больше возможностей добиться исполнительской дисциплины. К тому же не будет двойного подчинения, ведь зачастую мы дублируем функции друг друга. После принятия решения сессии мы до следующих выборов в местные советы подготовим документы, регламентирующие наши действия в переходный период, и когда будет избран новый горсовет, новая структура сразу начнет работать.