Названия пилюль могут исчезнуть с экранов телевизоров и газетных страниц — Кабинет министров Украины одобрил законопроект о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ. «Вечерний Харьков» поинтересовался у специалистов, как они относятся к этому решению.

По словам терапевта Татьяны Мальцевой, вместо того чтобы обратиться к врачу, люди, насмотревшись рекламы, принимают «раскрученные» препараты, а болезнь тем временем прогрессирует. 

— Из рекламы мы узнаем, что, оказывается, есть лекарство от всех болезней, которое излечивает и насморк, и рак; что уровень холестерина может понизить йогурт; что от всех проблем с зубами можно избавиться с помощью зубной пасты. Сегодня потребитель, самостоятельно выбирая лекарство под влиянием тотальной рекламы, как правило, не имеет информации о его свойствах и побочных эффектах, — замечает Татьяна Львовна. — А после самолечения пациенты обращаются с тяжелейшими запущенными формами заболевания, с «букетом» побочных недугов. Я считаю, рекламу лекарственных препаратов в неспециализированных изданиях необходимо запретить или, по крайней мере, ужесточить контроль за ней. 

Начальник Госинспекции по контролю качества лекарственных средств в Харьковской области Александр Власенко соглашается: реклама пилюль, естественно, толкает людей на самолечение. А вот плохо это или нет — ответить однозначно сложно. Например, за границей, по его словам, самолечение очень даже приветствуется, и если мы стремимся в Европу — этого, скорее всего, не избежать. 

— И все же я считаю, что рекламы лекарственных препаратов в СМИ быть не должно, — говорит Александр Анатольевич. — Ну, разве что можно оставить рекламу безрецептурных препаратов. Тем не менее слепо доверять ей не стоит, тем более что недобросовестная реклама в наше время — не редкость. 

Директор Департамента здравоохранения и социальных вопросов горсовета Игорь Шурма — не сторонник поголовного запрета рекламы лекарств и ратует за жесткий контроль, который должен производиться исключительно исходя из интересов потребителя. 

— Одно дело — реклама зарегистрированных в Украине, сертифицированных лекарств и совсем другое — несертифицированных и нелицензированных препаратов или лекарств, которые не зарегистрированы как медикаменты, допустим, тех же пищевых добавок, — замечает Игорь Михайлович. — Также нужно четко определить те лекарства, которые отпускаются строго по рецептам — они рекламироваться не должны. 

В свою очередь, главный экономист одной из харьковских фармацевтических компаний Сергей Тридед рекламе лекарственных препаратов в СМИ не доверяет, но, тем не менее, считает: отказ от рекламы приостановит развитие фармации. 

— У нашей компании нет рекламного бюджета, так что нас это особо не коснется. И если вы заметили, на телевидении практически нет рекламных роликов, расхваливающих препараты отечественных производителей — в основном рекламируются импортные. Соответственно идет поступление средств иностранных производителей в Украину, страна получает какие-то доходы от этой рекламы. Поэтому, с точки зрения экономиста, я считаю, что поголовный запрет рекламы лекарственных препаратов — это не очень хорошо, — объясняет свою точку зрения Сергей Александрович. — Кроме того, как известно, развитие в фармацевтике связано с выведением на рынок новых продуктов и последующим возвратом денежных средств. А если рекламы не будет, возврат их будет очень ограничен, соответственно, замедлится развитие рынка. 

Что касается меня, то я на такую рекламу не очень падкий. И считаю, что доверять нужно только мнению врачей, а не рекламным компаниям.