Харьковские музыканты прославились на весь Советский Союз не только высоким уровнем подготовки, но и строптивостью.

— Этот оркестр не терпит непрофессионалов, — делится секретами руководитель Харьковской филармонии Юрий Янко. — Считалось, что если дирижера приняли в Первой столице, то он прошел боевое крещение и теперь сработается с любым коллективом. 
Многие талантливые дирижеры, такие, как Шпиллер, Гусман, в Харькове не прижились, но поcле более 30 лет работали в других городах СССР.  

По словам главного дирижера филармонии, немало интересной информации и об истории коллектива, и о гостях можно почерпнуть благодаря сохранившимся книгам отзывов. 

— Вы знаете, что именно у нас в 1951 году Арам Хачатурян впервые выступил в качестве дирижера своих произведений? Еще мне было интересно прочесть слова Рихтера: «С удовольствием приеду в Харьков опять (если пригласите)», — выбирает любимые цитаты Юрий Янко. — А вот что написал Исаак Дунаевский в далекие пятидесятые: «Я должен отметить очень высокое качество оркестра, в составе которого я встретил многих друзей юности, отличных музыкантов. Как жаль, что Харьковская филармония ютится в таком маленьком помещении! Я твердо верю, что и эта проблема будет вскоре решена!» 

Чтобы объять это раритетное «издание», понадобится не один час. Причем здесь можно найти теплые слова не только от звезд советской эпохи: Ойстраха, Ростроповича, Канделаки, Шостаковича, Шульженко, Орловой, но и современности — Роговцевой, Юрского, Крайнева, Стильмашенко, Сорокова. 

Несмотря на то что на днях коллектив Харьковской филармонии официально отметил 80-летие, главный дирижер уверен, что свой настоящий возраст оркестр скрывает. 

— Когда было создано Русское музыкальное общество, у него были те же цели, что и у нашей филармонии, — поясняет свою точку зрения маэстро. — Оркестру наверняка более ста лет. Мы хотим во всем этом досконально разобраться и потом презентовать книгу об истории Харьковской филармонии. Не так давно одна женщина принесла дореволюционные фотографии — Чайковский в Харькове среди оркестрантов. Сейчас мы пытаемся разгадать загадку, что за здание у них за спиной? И таких «белых пятен» немало. 

Так как коллекция раритетов постоянно пополняется, Юрий Янко заверяет, что после окончания реконструкции в стенах Харьковской филармонии появится музей. 

— Самое главное наше достояние — это афиши 30–40-х гг. прошлого века. Также осталось много фотографий: Хачатурян с артистами оркестра, Ойстрах, — перечисляет Юрий Владимирович. — А во время реконструкции в «подполье» рабочие нашли расписание артистов за 1890 г., программки 1900 года, проверенные полицмейстером, страховой полис, талон на хранение платья стоимостью 80 копеек и даже обертки от конфет и коробку с адресом кондитерской, которая располагалась на ул. Рымарской.