Гости «Прямой телефонной линии» — Евгений Данилович Федорчук, начальник Главного харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей, и Татьяна Ивановна Холод — заместитель начальника управления, специалист по услугам и рекламе. Как не переплатить за товар.

— Здравствуйте, Евгений Данилович. Меня зовут Татьяна. Покупали в магазине утюг, который, по информации на ценнике, шел со скидкой в связи с акцией. При оплате в кассе скидку не засчитали, объяснив, что это старая информация и акция уже закончилась. Имею ли я право требовать продажу товара по цене, заявленной на ценнике? 

— Потребителю должны продать товар по той цене, которая обозначена на ценнике. Не успели поменять ценник, забыли — это не ваши проблемы.  Вам нужно подойти к администратору магазина и заявить о своих правах. 

— А если сопротивляются? 

— Оставьте запись в Книге жалоб и предложений о том, что такой случай имел место (согласно закону «Об обращениях граждан», в месячный срок вам должны дать письменный ответ). И обращайтесь с жалобой в Управление по делам защиты прав потребителей на Сумскую, 45.  К заявлению не забудьте приложить чек. 

Размер штрафа зависит от нарушений 


— Евгений Данилович? Вас беспокоит пенсионер Юрий Федорович. Скажите, какой минимальный и максимальный размеры штрафов, налагаемых вашим ведомством? И я хотел бы еще узнать: отличаются ли суммы штрафов для госпредприятий и коммерческих структур? 

— В этом плане не существует разницы между коммерческими и государственными предприятиями. Все они субъекты хозяйствования. А минимальный или максимальный размер штрафа определяется в зависимости от тех нарушений, которые были обнаружены.
Накладывается два вида штрафов: административный — на руководителя, который не обеспечил соблюдение правил торговли или оказание услуг, а также на того, кто непосредственно нарушил (исполнитель услуги или продавец), и административно-хозяйственный — на субъект хозяйствования согласно 23-й статье Закона «О защите прав потребителей». 

В этой статье четко определено: за что и сколько в процентном соотношении. Так, за нарушение стандартов, норм и правил накладывается штраф в размере 50% от стоимости реализованной продукции; отсутствие необходимой информации — 30%. Если присутствуют оба нарушения — соответственно 80%. Минимальный штраф — не менее пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. 

— А сколько раз в год вы можете штрафовать руководителей госпредприятий? 

— Проверки могут быть плановые: раз в год и внеплановые: по жалобе — в зависимости от количества обращений. Сколько будет нарушений — столько раз мы и будем штрафовать.
Можно ли вернуть товар? 

— Добрый день, Евгений Данилович. Меня зовут Иван Семенович, пенсионер.  Купил в аптеке тонометр, однако пользоваться им неудобно. Могу ли я его вернуть? 

— Тонометр не входит в перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену.  То есть в течение 14 дней его можно вернуть в аптеку, но только лишь в том случае, если этим тонометром не пользовались, сохранен его товарный вид и чек. 

— Евгений Данилович, я купил в магазине джинсы. На следующий день подшил их, а еще через день обнаружил производственный брак. Имею ли я право потребовать замены или возврата денег, если джинсы подшиты? Сергеем меня зовут. 

— Должен вас разочаровать, Сергей. Если товар находился в пользовании и не сохранен его товарный вид — вернуть его нельзя. Поэтому, прежде чем покупать, не стесняйтесь вещь внимательно осмотреть, потребовать необходимые документы, которые должны прилагаться к товару. Что-то не нравится, не устраивает, отказываются показать документы — купите аналогичный товар в другом месте. Слава Богу, на сегодняшний день дефицита нет. 

Если сервисный центр «хитрит»

 
— Здравствуйте, Евгений Данилович. Максим беспокоит. Купил в Киеве ноутбук, не прошло и месяца, как он сломался. Можно ли по гарантии отнести его в сервисный центр в нашем городе? 

— Если в Харькове есть сервисный центр, который обслуживает эту технику, не должно быть никаких проблем. 

— Евгений Данилович, у меня такая проблема. Холодильник сломался в конце гарантийного срока. В сервисном центре его продержали два месяца, а потом потребовали оплатить ремонт, так как гарантийный срок уже закончился.  

— В мастерской не правы. На время ремонта гарантийный срок продлевается. Если он находится в ремонте два месяца — значит на два месяца стал больше гарантийный срок. То есть вам должны отремонтировать его бесплатно. 

Старые долги должны списать

 
— Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Меня зовут Лариса. Недавно я получила грозное письмо от КП «Харьковские тепловые сети» с огромной надписью «БОРЖНИК» на конверте. В послании сообщается, что на меня подан иск в местный суд и что впоследствии я должна буду оплатить все судебные расходы, а на имущество будет наложен арест. Аналогичное письмо получил и мой сосед. И меня смущает, что исходящий номер у нас одинаковый, да и письма — как будто под копирку написаны. Суд молчит. Насколько серьезно нужно относиться к этому «документу»? Сумма долга проставлена общая, без указания срока. 

— Это достаточно удивительно, потому что на самом деле КП «ХТС» существует не так давно и не является правопреемником предыдущего предприятия по теплоснабжению. Поэтому долги несуществующего предприятия оно взимать не вправе.  Дело в том, что 256-я статья Гражданского кодекса Украины определяет срок исковой давности, в течение которого предприятие или гражданин имеют право в судебном порядке подать заявление на взыскание какого-либо причиненного ущерба или защиту своих прав. 

С учетом этого у вас наступает право подать встречный иск на основании статьи 22 Закона «О защите прав потребителей» с тем, чтобы не платить госпошлину при подаче этого иска, и с тем, чтобы суд признал срок исковой давности три года. И если у вас на самом деле есть долги свыше трех лет — обязал предприятие КП «ХТС» списать вам старые долги.
Напишите заявление руководителю этого предприятия, чтобы дали вам разъяснение, за какой период выставляется эта сумма и насколько она правомерна. 

Кто отремонтирует текущую крышу

 
— Татьяна Ивановна, самый больной вопрос: кто отремонтирует текущую крышу? У меня заливает полванны и полкоридора. Я два года не могу нигде добиться, чтобы хоть что-то сделали. За свой счет мы перекрыли крышу над своей квартирой — не помогло, надо перекрывать весь подъезд. Кто может нам помочь в этом? Анна Петровна меня зовут. 

— В настоящее время ремонт кровли в квартплату не входит. Капитальный ремонт крыши вашего дома может быть произведен, если горисполком выделит на это средства. Поэтому вам необходимо несколько раз заактировать то, что у вас происходит: вызвать представителей участка КП «Жилкомсервис», они составят акт, а потом — титульные списки тех домов, которые требуют немедленного ремонта и замены крыш. На основании этих титульных списков горисполком, когда будет верстать бюджет на год, планирует выделение средств на проведение таких ремонтов. 

Но если у вас реально идет течь, то она должна быть устранена латочным ремонтом сразу же после вашего письменного обращения. 

— Я обращалась еще прошлой зимой. Пришли, составили акт… И что? 

— Поэтому и желательно, чтобы не один такой акт был и чтобы не только вы приглашали представителей «Жилкомсервиса», но и ваши соседи, раз это проблема всего подъезда. Чтобы ускорить процесс, обратитесь в Департамент жилищного хозяйства Харьковского горисполкома с заявлением, приложив к нему копии этих актов и ваших обращений по этому поводу. 

Как бороться с химчисткой 


— Добрый день, Татьяна Ивановна. Меня зовут Светлана. Сдала дубленку в химчистку — вернули ее в совершенно нетоварном виде. Как добиться возмещения ущерба? 

— Когда человек сдает какую-либо вещь в химчистку, ему выписывается квитанция, где, в соответствии с ГОСТом, указывается процент износа изделия, все дефекты, которые имели место на момент сдачи, и обязательно — по согласованию сторон потребителя и представителя химчистки — стоимость этой вещи. Если при осмотре выявлены какие-то незначительные дефекты вещи — сотрудники химчистки должны предупредить клиента, что они могут усугубиться вследствие химической обработки. Если человека это устраивает — он ставит подпись в квитанции, что ознакомлен. 

После того как человек забрал вещь из химчистки, ему по закону дается пять дней, чтобы он смог внимательно рассмотреть то, что принес домой. Если что-то не так — в течение этого гарантийного срока он может химчистке предъявить претензии. 

Если же вещь действительно была испорчена — квитанция является основанием для того, чтобы химчистка возместила причиненный ущерб. Если отказываются в добровольном порядке, вы имеете право обращаться в суд с иском о возмещении материального и даже морального ущерба. 

Если вас регулярно подтапливает

 
— Татьяна Ивановна, добрый день. Беспокоит вас Галина Максимовна. Мою квартиру регулярно заливает сосед сверху — за последние два месяца затопил нас три раза. Платить за причиненный ущерб отказывается. Как мне поступить в этой ситуации? 

— Для начала необходимо написать письменное заявление в участок КП «Жилкомсервис». На основании вашего письменного заявления должна быть создана комиссия, которая обследует жилище, установит причину залития и составит акт причиненного ущерба. Если будет установлено, что это вина соседа — вы имеете право подать на него в суд и потребовать возмещения причиненного ущерба. 

— Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Беспокоит Владимир Николаевич из Червонозаводского района. Я проживаю в частном секторе, у нас по ул. Валерьяновской идет мощный водовод, который регулярно дает течь. Каждый год его пытаются отремонтировать, но безуспешно. Район вряд ли с этим справится. К кому можно обратиться с этой проблемой? 

— Так как КП «Вода», которому, скорее всего, и принадлежит этот водовод, подотчетно городу и только муниципалитет может выделить из горбюджета средства, которые могли бы кардинально решить этот вопрос, вам нужно письменно обратиться в Департамент коммунального хозяйства Харьковского горисполкома.

Личное дело

Федорчук Евгений Данилович родился в 1956 году. В 1973-м окончил школу, отслужил в армии. Окончил Харьковский автодорожный университет.  Трудовую деятельность начал на транспортном предприятии, прошел путь от ученика автослесаря до директора. С 2004 года — начальник управления по делам защиты прав потребителей. Женат, двое сыновей: старшему — 31 год, младшему — 4.




Личное дело

Холод Татьяна Ивановна родилась в 1959 году. В 1985-м окончила Харьковский институт общественного питания по специальности «экономист». Трудовой путь начала инспектором по торговле в Орджоникидзевском продторге. 15 лет работает в Управлении по делам защиты прав потребителей. Начинала с ведущего специалиста, в данный момент — заместитель начальника. Замужем, имеет дочь.