Как показывает практика, вернуть депозит, если банк по каким-либо причинам «заупрямился», довольно сложно. Часто на банкиров не действуют ни справки из больницы о том, что человеку срочно нужно дорогостоящее лечение, ни угрозы обращения в суд.

Именно с такой ситуацией столкнулся наш читатель Николай Евчу, решивший по истечении срока депозитного договора получить в одном из банков весь вклад.

— История длится с августа этого года, — рассказывает Николай Пантелеевич. — Сначала вкладчиком «Имэксбанка» был мой отец, проживающий в Одесской области. Десять лет он хранил в этом финансовом учреждении накопления, причем проценты тоже оставлял в банке. Когда ситуация в конце прошлого–начале этого года изменилась — проценты решил все же забирать. 

Проблемы начались с августа — банк оказался не в состоянии выплачивать проценты вовремя и в полном объеме. А в октябре закончился срок депозитного договора, и клиент решил снять с депозита все деньги. Но получил отказ: мол, можем выплачивать только по 200 гривен в день. Тогда отец призвал на помощь сына. 

Теперь уже Николай Пантелеевич, приехавший в Одессу, ежедневно наведывался в банк, каждый раз оставляя письменное заявление с требованием вернуть деньги. И тут случилась беда: отец заболел, предстояла сложная операция. 

— Меня вынудили пойти на компромисс: часть денег выплатили — на лечение, а остальные предложили снова положить на депозит, мол, мы же пошли вам навстречу — будьте и вы лояльны к банку, оставьте накопления еще на год, — рассказывает Николай Евчу. — Сошлись на том, что эти деньги переведут в харьковский филиал и уже тут я буду разбираться. 

Клиент был вынужден обратиться в прокуратуру 



В Харькове все началось сначала. «Что значит «хочу забрать деньги» — вы же обещали, что на депозит положите?» — вопрошали сотрудники харьковского филиала. Николай поддался на уговоры и согласился продлить договор на две недели. При этом написал бумагу: больше продлевать не буду, выдайте деньги в день окончания договора. 
Заявление приняли, поставили входящий номер, подписи, но… по истечении срока «одесская история» повторилась: банк, по закону обязанный выдать деньги, формально не отказывает, но тянет время — предлагает клиенту забирать вклад частями: по 200 гривен в день. 

— Пообщавшись в очередной раз с директором филиала, попытался объяснить, что они нарушают как Гражданский, так и Уголовный кодексы, — продолжает Николай Пантелеевич. — На что директор ответила, что в прокуратуре заявление от меня не примут, да и в суде я дело не выиграю. 

И все же Николай Евчу подал документы в прокуратуру и Киевский райсуд, причем выбрал упрощенную процедуру. 

— Если бы я подал исковое заявление, дело затянулось бы как минимум на два месяца. Есть упрощенная форма судебного производства в течение трех дней — судебный приказ, если я обосновываю в судебном заявлении бесспорность своих требований. А они абсолютно бесспорны: деньги — мои, банк не отдает — какие тут могут быть споры? При этом я ссылался на три статьи Уголовного кодекса: 190-ю — злоупотребление путем обмана, 191-ю — невозврат вкладов и 192-ю — превышение служебных полномочий, — делится опытом наш читатель. 

Вопреки пророчествам банкира, заявление у обманутого клиента банка приняли без всяких проволочек. 

«Мы все вклады отдаем своевременно»

 

С просьбой прокомментировать ситуацию «Вечерний Харьков» обратился к директору харьковского филиала «Имэксбанка» Ольге Мозговой, которая в телефонном разговоре заверила корреспондента, что и руководство банка, и учредитель делают все, чтобы клиенты получали своевременно и в полном объеме свои депозитные вклады. 

— Мы исполняем платежи день в день, — заявила руководитель филиала. — Пусть вкладчик приходит и получает деньги в полном объеме. 

«На запрос полной суммы операция не состоялась»

 

На следующий день воодушевленный Николай Евчу, прихватив мешок для денег и заручившись поддержкой корреспондента «ВХ», отправился в финансовое учреждение за деньгами. Банкир с вежливой улыбкой повторила заученную фразу, что «все свои обязательства банк перед клиентом выполняет своевременно», так что он «может снять сумму, какую посчитает нужной». Однако в операционном зале сотрудники банка вежливо напомнили «непонятливому» вкладчику, что ситуация не изменилась — «технически возможно сейчас снять 200 гривен в день». Услышав, что начальница «дала добро на всю сумму», клиента попросили пройти в кассу. 

— На запрос полной суммы операция не состоялась, — обворожительно улыбаясь, окончательно «добила» вкладчика девушка-кассир. — Потому что стоят лимиты. Кем и почему поставлены — не знаем. 

P.S. По словам Николая Евчу, судья Киевского райсуда подписал постановление о выдаче судебного приказа, которое поступило в банк. Тот, в свою очередь, воспользовался правом его обжаловать. По закону суд был вынужден этот приказ отменить в связи с тем, что ответчик не согласен. 

— У меня на руках постановление судьи об отмене приказа в связи с заявлением банка. Банк возражает... так как на счету на сегодня на 30 гривен больше (начислили процент с 1 декабря), чем требует вкладчик, — разводит руками Николай Пантелеевич.
Теперь клиент собирается подавать в суд обычное заявление исковым порядком и намерен бороться за деньги своего отца до победного конца.

Когда верстался номер
Стало известно, что вчера «Имэксбанк» все же вернул клиенту вклад в полном объеме. 

Получив постановление суда об отмене судебного приказа, Николай Евчу 9 декабря снова отправился в финансовое учреждение с письменным заявлением о том, что намерен обратиться в суд с иском о возмещении материального и морального ущерба. И в тот же день... получил свой депозит. По мнению вкладчика, решающую роль здесь сыграл показанный в теленовостях сюжет о перипетиях этого дела и визит в банк журналиста «ВХ». Теперь вкладчик намерен через суд взыскать с банкиров еще и компенсацию за моральный ущерб.