С одним из награжденных встретилась корреспондент «Вечернего Харькова».

Трое харьковчан были награждены в конце января этого года орденами «За мужество» III степени «за мужество и самопожертвование, проявленные в годы Второй мировой войны, в спасении лиц еврейской национальности от фашистского геноцида, сохранение памяти жертв Холокоста».

О присвоении ордена «За мужество» Юрий Иванович Грот узнал от киевского знакомого, который первым поздравил его с присвоением награды. Весть была неожиданной.

- Это было давно и в основном эту награду заслужила моя матушка, я же только присутствовал, - скромно говорит Юрий Иванович.

5 декабря 1941 года городская управа во главе с бургомистром Крамаренко издала в оккупированном Харькове постановление о переписи жителей, причем сведения о евреях сразу заносил в особые желтые листы, вспоминает он. А 14 декабря на домах и заборах появился приказ немецкого военного коменданта, согласно которому всем лицам еврейской национальности предписывалось на протяжении двух дней перебраться в неотапливаемые бараки станкостроительного и тракторного заводов. За отказ — расстрел.

- Мы тогда жили на Сумской, 116, это был элитный дом, - вспоминает Юрий Грот. К тому времени в доме оставалось совсем мало жильцов, многие эвакуировались. Мать и сын Водовозовы, все еще проживавшие в доме, были евреями. Генрих Водовозов был младше меня на несколько лет и имел характерную семитскую внешность. Поэтому если бы попался на глаза немцам, расстрел был бы неминуем.

Водовозовы собирались идти в сторону ХТЗ, куда сгоняли евреев, но мама Юрия решительно запретила им: «Ни в коем случае, вы оттуда не вернетесь!» И поручила сыну прятать Генриха.

- Мы несколько суток сидели с ним в неработающей кочегарке нашего дома, прятались от немцев, - рассказывает Юрий Иванович.

Семье Водовозовых повезло – они не попали в число тысяч евреев, расстрелянных в Дробицком яру. Кстати, позже, после войны, судьбы соседей пересеклись вновь – они жили в одном доме на улице Каразина, 7/9. И Юрий Иванович, спортивный журналист, в какой-то степени даже повлиял и на выбор Генрихом профессии.

- Он попал в сборную Союза по фехтованию, выигрывал Кубок Союза, был известным спортсменом, заслуженным тренером Украины, - вспоминает Юрий Иванович.

Сам Юрий Грот до 1988 года был собкором всесоюзной газеты «Советский спорт», а когда после развала СССР харьковский корпункт был закрыт, пошел работать в «Вечерний Харьков». Сейчас 78-летний харьковчанин работает в академии физической культуры.

Спасенный им Генрих Водовозов, увы, умер и его прах покоится в харьковском колумбарии. Но не умерла память о нем: в домашнем архиве Юрия Ивановича бережно хранится фотография, где он запечатлен вместе со своим другом.