Гость «Прямой телефонной линии» – директор Харьковской городской художественной галереи, член Ассоциации деятелей современного искусства Татьяна Аркадьевна Тумасьян.
Какой фестиваль без каталога?
-- Здравствуйте, Татьяна Аркадьевна. Меня зовут Станислав. За 14 лет в галерее прошло огромное количество выставок. Какие из них вас особенно потрясли?
-- Из тех, которые прошли относительно недавно, впечатление произвела выставка Павла Макова, которую он представил в конце прошлого года. Она была очень интересной – продуманная, красивая, профессиональная.
Запомнилась выставка Виталия Николаевича Куликова, которую мы показывали в Киеве в начале этого года в связи с изданием его нового альбома – нашего совместного детища.
А из более давних я очень люблю наши гастрольные гостевые проекты, с которыми мы когда-то начинали профессиональную деятельность. Первое действо, положившее начало нашей галерее – выставка в Киеве. Мы презентовали проект «Харьков хроники арта» 1980-1990 годов -- «срез» лучших художников этого времени: живопись, графика, скульптура, дизайн. А когда вернулись в Харьков, эту огромную выставку, рассчитанную на 1000 кв. метров, разбили на части и фрагментами показывали в муниципалке. Вот с нее и начался отсчет жизни галереи...
-- Слышал, что материальные трудности не позволяют издать каталог пятого фестиваля Non Stop Media. Неужели спонсоры до сих пор не откликнулись?
-- Кризис... Два года назад, когда мы делали «Non Stop Media», меценаты как раз и помогли нам привести наш подвал в порядок. В этом году найти спонсоров было гораздо сложнее. Мы действительно не можем напечатать каталог. И это ужасно. У каждого серьезного фестиваля должен остаться на память архивный документ, тем более что он был пятый – юбилейный. И макет у нас готов, и материалы все собраны, и дизайнеры пошли нам навстречу, а вот денег на издание стостраничного каталога мы найти не можем. Но мы обязательно должны выйти из этой ситуации, потому что в конце августа «Non Stop Media» и галерея приглашены на фестиваль современного искусства «Тиждень актуального мистецтва» во Львов.
Китчу в галерее не место
-- Здравствуйте. Меня зовут Евгений. Татьяна Аркадьевна, какими критериями вы руководствуетесь при отборе работ?
-- Безусловно, это художественный уровень и качество. Существует худсовет, который уже несколько лет возглавляет Александр Ридный – известный скульптор, заслуженный деятель искусств. В его состав входят самые авторитетные и известные художники Харькова...
-- А какие работы вы бы у себя никогда не выставили?
-- Китч, слабые работы, любительские, непрофессиональные... Это достаточно большой массив -- проще говорить о том, что бы мы выставили....
-- С мастерами народного творчества вы работаете?
-- Нет, галерея ориентирована на изобразительное искусство – живопись, графику, фотографии, скульптуру. Для декоративно-прикладного искусства, народных промыслов у нас есть Дом народного творчества и другие институции.
-- Неужели никогда не делаете исключений?
-- Правила тем и хороши, что из них есть исключения. Обычно они связаны с какими-то приятными праздниками. Например, раз в один-два года на Рождество мы делаем выставку керамики, в том числе и любительской. Было и еще одно исключение: в начале этого года мы сделали, к сожалению, поминальную выставку прекрасного мастера народного творчества, декоративно-прикладного искусства Бориса Чурилова. Он создал прекрасные миниатюры на бересте и в общем-то стал родоначальником этого жанра.
Исключения возможны
-- Татьяна Аркадьевна, добрый день. Ирина беспокоит. Насколько я знаю, выставки в вашей галерее расписаны на несколько лет вперед...
-- Это правда. 2012 год уже расписан полностью. И это при том, что мы, к сожалению, сократили срок действия каждой выставки с двух недель до 10-12 дней.
-- Скажите, если мои знакомые хотят выставиться, могут ли они как-то втиснуться в этот график? Вы не делаете исключений?
-- Исключения всегда возможны, но... Прежде всего нам необходимо познакомиться с их работами – мы выслушаем идею, посмотрим и, вполне вероятно, заинтересуем друг друга. Дело в том, что, помимо плановых выставок, у нас есть еще акционная форма работы: если какой-то проект нам понравится -- мы готовы устроить одно-двухдневную выставку или перформанс длительностью несколько часов. Но если речь идет о полноценной выставке – там действительно все расписано....
Кроме того, есть еще «Non Stop Media» – фестиваль для молодых художников, причем не обязательно профессиональных. Существует он как биеннале, то есть проходит раз в два года. Он состоялся в марте-апреле, следующий будет в 2012 году. И поучаствовать в нем может любой -- для этого нужно просто подать свой проект на конкурс.
-- А в какую сумму обойдется автору организация выставки в галерее?
-- Мы не берем плату за организацию выставки – это принципиально. Галерея способствует популяризации современных художников, в первую очередь харьковских, молодых. Если работы автора нам понравятся – он просто становится в очередь. А дальше – находит деньги, чтобы правильно оформить выставку. Допустим, он хочет напечатать к ней каталог или сделать вернисаж с хорошим фуршетом, удивить музыкальным сопровождением или необыкновенным оформлением картин в рамы – безусловно, это уже его личные расходы.
«Мы плакали над искренним признанием в любви»
-- Татьяна Аркадьевна? Здравствуйте, меня зовут Александр. Правда ли, что в вашей галерее больше выставляется молодежь?
-- Это не так. Молодежных выставок у нас процентов тридцать. Вот сейчас мы сделали посмертную выставку Гонторова, ему было под семьдесят. Две следующие выставки посвящены работам маститых и достаточно зрелых авторов, наших бывших земляков, ныне живущих в Германии – Ланкова и Брусиловского. В конце года – Куликов, которому в этом году исполняется 85 лет.
-- А отличаются ли молодежные программы от работы с серьезными авторами?
-- Конечно. В работе галереи есть программа «Мастера», посвященная персональным выставкам известных авторов. Такие мероприятия готовятся более традиционно, спокойно, и все, что сопутствует им, носит более академический характер. А молодежные выставки – это всегда динамика, драйв. Недавно у нас выставлялся молодежный, очень бодрый, очень специфический проект Камю (псевдоним Тараса Каменого – третьего призера нашего «Нон стопа»), связанный с его недавней службой в украинской армии. Кстати, мнения посетителей разделились: кто-то принял выставку на «ура», оценив юмор, а кто-то даже слегка обиделся, потому что первое впечатление от работ – просто детский рисунок. Хотя мальчик – профессионал, а это просто такая метода, с которой он подошел к изобразительному ряду.
-- Продолжаете ли вы общаться с авторами записей в книге отзывов?
-- У нас, наверное, уже томов 20 книг отзывов, которые «живут» на втором этаже в удобных креслах. Там иногда, конечно, встречаются и хулиганские записи, и глупые, но порой проскакивают настоящие «жемчужины», идет очень добрая душевная переписка.
Пару дней назад мы получили письмо от девушки Аллы, которая, как выяснилось, работает в одном из харьковских банков и уже много лет нас нежно любит – вся галерея плакала над этим искренним признанием в любви. А связан ее отзыв был как раз с выставкой Тараса Каменого – мне кажется, она прекрасно поняла замысел молодого автора. На днях мы с этой девушкой даже познакомились, пригласили на выставку Виктора Гонторова. И она пообещала, что будет писать отзывы о наших выставках, а мы их будем размещать в Интернете.
«Ночь музеев» станет традиционной
-- Татьяна Аркадьевна, меня зовут Михаил. В галерее помимо выставок проводится множество всевозможных акций. Например, насколько мне известно, вы были инициатором «Ночи музеев». Станет ли она традиционной?
-- Действительно, в этом большая заслуга наших молодых сотрудников, кураторов галереи, в первую очередь Марины Коневой. «Ночь музеев» – это всемирно известная культорологическая акция, которая происходит в Европе много лет. В прошлом году мы попытались провести ее в Харькове и накануне Международного дня музеев проработали все 24 часа. К этому событию у нас был специально подготовлен проект -- перформанс молодого художника Гамлета Зиньковского, который сутки простоял на табурете. В ту ночь в галерее побывали несколько тысяч человек – поток посетителей не прекращался до шести утра. А в этом году для «полуночников» я провела уникальную экскурсию – повела всех в наш необорудованный подвал, рассказала о жизни галереи, о ее мифах, показала остатки коллекции, предыдущих выставок...
Акция вызвала такой ажиотаж и интерес, что мы решили продолжить ее не только в своей галерее, но и привлечь коллег. И нам это удалось – с помощью городских властей, которые нас поддержали. Надеюсь, что это мероприятие станет для Харькова традиционным.
-- Здравствуйте, Марина Сергеевна меня зовут. Татьяна Аркадьевна, чем вы планируете удивить харьковчан на День города?
-- Выставкой Анатолия Брусиловского – московского мэтра, ныне живущего в Кельне. Он считается родоначальником боди-арта, российского коллажа. Но самое интересное, что лет пять его жизни прошли в Харькове – он окончил наше художественное училище. Благодаря известному харьковскому библиографу Татьяне Бахмет, которая нашла его и начала переписываться по поводу харьковских биографий, с ним списались и мы. Он очень хочет приехать в Харьков, ему не терпится побродить по местам своей молодости. И, несмотря на свои 78 лет, он приедет в наш город 17 августа на 12 дней. Помимо выставки художник проведет мастер-классы – своеобразные творческие вечера с вопросами-ответами. Обязательно приходите.
Личное дело
Тумасьян Татьяна Аркадьевна в 1983 году с отличием окончила Харьковскую государственную академию культуры. В 1994 училась в летней школе «Менеджмент в культуре и формирование культурной политики» (Warwick University, Великобритания). В 1991-1994 гг. – руководитель выставочного направления международного фестиваля искусств «Харьковские Ассамблеи».
С 1990 по 1996 год была куратором галереи современного искусства «Вернисаж». В 1983-1990 гг. работала в отделе искусств Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко, с 1986 года – заведующая отделом искусств. С ноября 1996 до настоящего времени – директор Харьковской городской художественной галереи.
Награды: профессиональные призы «Золотое сечение» (II Международный Арт Фестиваль, Киев, 1997 год, и III Международный Арт Фестиваль, Киев, 1998 год), лауреат творческой Муниципальной премии (1999).
С 1990 по 1996 год была куратором галереи современного искусства «Вернисаж». В 1983-1990 гг. работала в отделе искусств Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко, с 1986 года – заведующая отделом искусств. С ноября 1996 до настоящего времени – директор Харьковской городской художественной галереи.
Награды: профессиональные призы «Золотое сечение» (II Международный Арт Фестиваль, Киев, 1997 год, и III Международный Арт Фестиваль, Киев, 1998 год), лауреат творческой Муниципальной премии (1999).