На базе Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) в 1925 году по указанию Анастаса Микояна в столице Советской Украины было решено создать крупнейший в молодой республике современный стадион.

Сооружение по проекту архитектора Пермиловского возводилось на месте простенькой игровой площадки вблизи Плехановской улицы под эгидой Союза Металлистов. Поэтому название возникло сразу же – «Металлист».

12 сентября 1926 года, как сообщил в своем октябрьском номере журнал «Вестник физической культуры», стадион в торжественной обстановке был открыт. Быть может, с торжествами несколько поторопились, ведь часть главной, западной трибуны еще стояла в лесах, а восточная прорисовывалась только в бетоне. И все же, нам остается лишь завидовать невиданным темпам строительства и неподдельному энтузиазму жителей нашего родного города в те бурные годы. 



Журнал подробно осветил праздничную церемонию:

«...Харьковские металлисты праздновали открытие своего нового стадиона, являющегося лучшим на Украине. В результате напряженной работы вырос грандиозный стадион, где все рабочие Петинки, и в первую голову металлисты, смогут теперь найти разумное развлечение, отдых и укрепить свое здоровье.

Более 8000 зрителей собрались на открытие и среди них зарубежные гости: делегации английских горняков и голландской молодежи.

По звуку спортивной сирены на стадион выходят более 500 физкультурников-метал¬листов «всех родов спортивного оружия».

От имени Харьковского райкома металлистов т.Соловьев объявляет стадион открытым, т.т. Высочиненко (ЦК КП(б)У), Буценко (ВУЦИК), Гаврилин (ОкрИК), Рабичев (ВУСПС), Блях (ВСФК), Кролевецкий (Донбасс), Дымен (голландская молодежь) и другие приветствуют металлистов, отмечая большое значение стадиона как физкультурного центра. 

К 85-летию ФК «Металлист»: команда ХПЗ

После приветствий началась спортивная программа, где металлисты наглядно показали разносторонность своей работы. После массовых вольных упражнений проведен бег на 60, 100 и эстафета 4х100 м, где 2-й команде «Металлист» удалось установить новое высшее всеукраинское достижение. Очень интересно прошло перетягивание каната, привлекшее внимание зрителей. На смену затем пришли бесшумные велосипедисты, показав для начала на треке очень хорошие результаты. День закончился футбольным матчем «Металлист» (Харьков) – Дне¬п¬ропетровск (сборная). Результат 2:2».

Полностью объект был готов только к концу мая 1927 года, и тогда на стадионе состоялся повторный, более пышный праздник открытия. С того времени «Металлист» стал главной украинской футбольной ареной. Ситуация изменилась только в 1934 году, когда столица Украины была перенесена из Харькова в Киев.

В исходном варианте стадион располагал нестандартной (450 м) и не самой ровной беговой дорожкой, поэтому основные официальные легкоатлетические соревнования пока что чаще проходили на «Красном железнодорожнике» (на Ивановке). Зато вокруг дорожки «Металлиста» располагался единственный в городе асфальтированный велотрек с пологими виражами. В послевоенные годы он прекратил свое существование, а единственным напоминанием о нем были до недавнего времени первые ряды трибун вокруг поля, имевшие отличную от остальных рядов покатость. А в следующем, 1927 году под трибуной начали действовать спортивные залы, позволявшие проводить тренировки и соревнования по гимнастике, борьбе, тяжелой атлетике, боксу и другим видам спорта.

В довоенные годы стадион дважды менял свое название. Сначала его переименовали в стадион «ХПЗ», в честь завода, который взял над ним шефство. Затем он получил название «Зенит». В 1941 году паровозный завод был эвакуирован за Урал, где он наладил выпуск легендарных танков Т-34. А жизнь на стадионе замерла…

Война не пожалела стадион. Обе трибуны «Трактора» (такое название он в те годы имел) были практически полностью разрушены. Восстановление футбольной арены началось только в 1949 году. А уже с 1950 года на стадионе стали проводить матчи чемпионата СССР. Тогда стадион назывался «Дзержинец», с 1956 года – «Авангард», а в 1963 году вернул свое первое название – «Металлист».