Гость «Прямой телефонной линии» – директор ООО «Киноцентр. Ком» (кинотеатры «Россия», «Киев», «Познань», им. Довженко) Михаил Приймак.

Футбола в кинотеатрах не будет


– Здравствуйте, Михаил Леонидович. Оксана Павловна беспокоит. Будут ли в ближайшее время в нашем городе появляться новые кинотеатры?

– Еще с 2006 года в Харькове было запланировано открытие около 20 новых залов. Не все они принадлежат сети «Киноцентр» и в основном должны были располагаться в торгово-развлекательных комплексах. Но в связи с кризисом все проекты заморозили. Невозможно в стране, которая недоедает, построить ряд кинотеатров и ждать, что они окупятся. Даже те залы, которые есть, окупаются с трудом.

– Как кризис сказался на кинобизнесе?

– Конечно, до кризиса зрителей было больше. Но количество посетителей кинотеатров всегда плавающее, ведь кинобизнес, как и любой другой, имеет свои сезоны. Поэтому говорить о том, что кризис зарубил нашу отрасль, нельзя. Что нас сдерживает в развитии, так это общая экономическая ситуация, система налогообложения, отсутствие обещанных льгот для тех, кто занимается культурой и просветительством.

– Михаил Леонидович, здравствуйте. Меня зовут Виктор. Сейчас в Украине возрождается культура демонстрации артхаусного и фестивального кино. Насколько это может быть интересно харьковскому зрителю?

– К сожалению, у нас нет фестивальной культуры. Харьковский зритель приходит потусоваться в фестивальном бомонде – посмотреть на Пьера Ришара, сфотографироваться с мэром, но никак не фильм посмотреть. А ведь в первую очередь должен быть интерес к киноленте. Когда проходила «Харьковская сирень», на фестивале присутствовали создатели фильмов, так вот люди больше шли смотреть на них, чем на их творения. Хотя в целом для Харькова это довольно большой прогресс.

– Добрый день. Беспокоит харьковчанин Сергей. Сегодня ряд киносетей пробуют показывать концерты и спортивные мероприятия. Интересны ли посетителям такие демонстрации?

– Этот формат испробовали наши коллеги в других городах, но, к сожалению, он не прижился. Такие показы больше приемлемы для питейных заведений. И хотя идея, в принципе, не плохая, вопрос авторских прав на показ спортивных передач остается открытым. То, что происходит в барах, законно – там продают пиво, а не показ матча. Мы же будем вынуждены вчистую продавать показ матчей, что тянет за собой нарушение авторских прав на трансляцию.

Через десять лет пленочное кино исчезнет


– Добрый день, меня зовут Ирина. Скажите, сколько в Харькове существует 3D-кинозалов и насколько они перспективны?

– Сейчас у нас работает два таких зала – в кинотеатре «им. Довженко» и 26 августа открылся в кинотеатре «Киев». Могу сказать, что в ближайшее время 3D-кинозалы будут очень востребованы. Получая объемную картинку, люди ощущают себя участниками фильма и получают гораздо большее моральное удовлетворение, чем от просмотра фильма в обычном формате. Но дело в том, что не все фильмы снимают в 3D – только те, где есть зрелищность, где визуальный объемный эффект достигнет своей цели: мультипликацию, фантастику, исторические эпосы.

– Как думаете, вытеснит ли в будущем этот формат обычное кино?

– Думаю, нет. В этом просто нет смысла. Люди идут в кино за эмоциями. А какой смысл снимать, к примеру, мелодраму в 3D-формате, если там упор идет на другой способ воздействия, не связанный со зрелищностью.

А вот цифровые форматы вытеснят пленку. Думаю, лет через десять пленочного кино уже не будет. Сейчас скорость производства цифровых проекторов не успевает за уровнем их потребления. Все, что производят, покупается «с колес» – чтобы получить проектор в октябре, оплатить его нужно сегодня.

– Здравствуйте, Михаил Леонидович. Меня зовут Валерий. Сейчас на Западе большим спросом у зрителя пользуются фильмы в формате 4D – с запахами, ветром, качающимися креслами. Планируется ли вводить это новшество в Харькове?

– В Харькове это уже существует, в одном из торговых комплексов есть 4D-зал на несколько мест. Но такой формат не совсем относится к кино, это больше аттракцион, в основе которого – компьютерная мультипликация. Посмотреть полнометражные фильмы в формате 4D невозможно — их просто не существует.

Каждую пиратскую копию можно вычислить


– Здравствуйте, меня зовут Ольга. Не секрет, что сегодня практически любой фильм можно скачать в Интернете. Насколько это влияет на посещаемость кинотеатров?

– Конечно, количество зрителей от этого падает. Но с пиратством в Сети бороться невозможно, а остальных никто и не пытается пресекать. Посмотрите, сколько продается пиратских DVD-дисков – лотки стоят на каждой остановке, и правоохранительным органам это неинтересно.

– Какие мероприятия вы проводите для привлечения зрителей?

– Самое главное – это система скидок. Во-первых, по нашей клубной карте. Чтобы ее получить, нужно собрать определенное количество билетов и дождаться акции, когда карточки будут распространяться. Карта является накопительной, скидка начинается от 20% и по мере посещения сеансов возрастает до 30%. Причем количество покупаемых билетов не ограничено, а сама карточка обезличена, то есть ею может воспользоваться кто угодно. Также у нас есть интернет-флайер со скидкой на билет, который можно распечатать и прийти с ним.

– А для студентов и пенсионеров существуют дисконты?

– Дети, пенсионеры, студенты и курсанты имеют одну общую скидку, около 30%. Сейчас мы строго требуем предъявлять студенческие билеты, потому как школьника еще можно определить по внешнему виду, а студента – нет. Кроме того, в сознании людей кино не ассоциируется с чем-то дорогим, с большими затратами. Как-то был случай: приходит парень и желает получить льготный билет без предоставления студенческого. Разница в цене – пять гривен, но он упорно торгуется. Потом вдруг переводит взгляд в сторону, видит плакат «Матрицы» и просит его продать. Ему объясняют, что плакат не продается. «А за 50 гривен?» – спрашивает молодой человек. То есть доплатить пять гривен за билет ему жалко, а 50 гривен за плакат – вполне нормально, потому что для него это осязаемая вещь.

Кинобизнес губит языковой вопрос


– Михаил Леонидович, здравствуйте. Меня зовут Зоя Алексеевна. Скажите, будет ли как-то меняться ситуация с украинским дубляжом?

– Сейчас фильмы производства России идут на русском языке с украинскими субтитрами, а фильмы других стран дублированы на украинском языке. То есть русский язык вроде как разрешили, но для этого обязательно часть копий должна быть с украинским дубляжом (или субтитрами), причем русский дубляж должен быть сделан в Украине. Какой смысл, если это уже сделано в России? В результате дистрибьютор в Украине должен потратиться на украинский дубляж или субтитры (обязательно) и на российский (по желанию). Пока все существует в таком виде, отрасль регрессирует, поскольку все меньшее число фильмов попадает на экраны кинотеатров и плюс к этому – кинотеатры не добирают зрителей. Это те, кто принципиально не хочет смотреть фильмы на украинском языке, для Харькова это 20-30% от общего количества зрителей.

– Некоторое время назад Кабмин издал указ об установке в кинотеатрах видеокамер для отслеживания несанкционированных съемок. Работает ли это в Харькове?

– О таком постановлении Кабмина мне неизвестно. Впрочем, дистрибьюторы уже давно начали внедрять в кинотеатрах приборы ночного видения для выявления пиратских съемок. Но если в мире борьба с пиратством идет по всем фронтам, у нас с этим туговато. В кинотеатрах Украины действительно снимают первоисточники, на которые потом накладывают записанный в России или, допустим, в Италии звук и продают через Интернет.

Всегда доподлинно известно, в каком кинотеатре была снята та или иная копия. В одном из кадров стоит цифра, обозначающая номер копии. Для того чтобы пирату ее отследить и уничтожить, надо покадрово просмотреть весь фильм, а это займет не один день. В свою очередь дистрибьютор, когда отдает копию в кинотеатр, записывает ее номер. Он точно знает, в каком кадре стоит этот номер, и легко может вычислить заведение, в котором велась пиратская съемка. Могу сказать, что в сети «Киноцентр» таких прецедентов не было.

Билеты можно будет купить в Интернете


– Здравствуйте, меня зовут Марина. Есть ли в Харькове такая услуга, как заказ билетов в кинотеатр по Интернету?

– Уже через месяц появится возможность купить билет в Интернете. Оплата будет производиться через банковскую карточку или посредством электронной платежной системы.

Сейчас для нас большой проблемой является бронирование билетов, от чего в результате страдают и кинотеатр, и потребитель. Бывает, клиенты просят забронировать весь ряд, а потом приходят за пять минут до начала сеанса и покупают два места. А те, кто пришел заранее, не могут купить билеты, потому что все места забронированы, люди разворачиваются и уходят. Особенно часто такое случается в дни проведения футбольных матчей.

– Михаил Леонидович, здравствуйте. Меня зовут Юлия. Скажите, вы часто бываете в кинотеатрах в качестве зрителя? Какие фильмы посмотрели в последнее время?

– Хожу более-менее регулярно, в зависимости от сезона. Конечно, за столько лет в кинобизнесе, казалось бы, должна выработаться аллергия на кино, но ее нет. Понятно, что есть фильмы – явная «макулатура», а есть очень даже ничего, несмотря на то что сюжеты зачастую повторяются. Последнее, что я посмотрел, это лента «Начало» с Леонардо Ди Каприо – неплохой фильм, уровень значительно выше среднего. Из того, что планируется к показу, хочу посмотреть боевик со Сталлоне «Неудержимые», который в американском прокате лидировал по сборам за уик-энд.

– Здравствуйте, на линии Эмма Эдуардовна. Скажите, каковы дальнейшие перспективы по развитию сети «Киноцентр»?

– До конца года все четыре кинотеатра нашей сети будут иметь по одному залу для трехмерного кино. Кроме того, к концу года, надеюсь, снизится цена на билеты в эти залы.

Личное дело

Приймак Михаил Леонидович родился 23 марта 1959 года в городе Харькове. Окончил Харьковский политехнический институт, факультет «Автоматика и приборостроение». С 1990 г. – предприниматель. С 1999 г. – администратор кинотеатра им. Довженко. 2003-2007 год – координатор проекта «Киноцентр». С 2007 г. – директор сети ООО «Киноцентр. Ком».