Откуда, казалось бы, в Харькове взяться кельтской музыке? А все-таки «взялась» и вот уже несколько лет подряд существует в исполнении харьковской группы «Spiritual seasons». Недавно харьковские «ирландцы» презентовали новый альбом под названием «Все отдам я за грог». Альбом новый, а музыка более чем «старая»: кельтские баллады XVII-XVIII веков.

Любители грога всех стран, соединяйтесь! Пожалуй, такой вот девиз можно было бы написать над входом в арт-кафе «Агата» в день презентации нового альбома «Spiritual seasons». К тому же название альбома к этому просто обязывало. Любителей ирландско-шотландской экзотики в тот вечер собралось преогромное множество. И все это «множество» пело, танцевало и веселилось, как и подобает настоящим… ирландцам. Появление в харьковском музыкальном мире подобного кельтского духа вполне объяснимо: похожи мы в чем-то на наших рыжеволосых ирландских братьев. И мы, и они долгое время находились в составе великих империй, «любовь» к которым у нас тоже была где-то одинаковой. И мы, и они в прошлом столетии наконец-то избавились от этой «отеческой» опеки. В мировую же историю музыки и литературы и мы, и они входили как представители великих империй: «Посмотрите, ведь самое же ценное и интересное в английскую культуру внесли как раз ирландцы: Бернард Шоу, Джонатан Свифт, епископ Беркли, — комментирует харьковский музыковед Сергей Коротков. — Собственно, они и создали английскую культуру. Точно так и украинскую культуру создавали сначала Гоголь, потом Булгаков и многие другие, кого сегодня принято считать истинно русскими писателями».
Конечно же, говорить о вписании «Spiritual seasons» в музыкальные мировые анналы еще рановато. Однако, как фольковое ирландское явление в Украине, уже можно. Попытки играть подобную музыку у солиста группы Виктора Смирнова были еще десять лет назад. Тогда все это имело довольно «домашний» характер. Лет пять назад к нему присоединился банджист Михаил Папуш, который потихоньку перетянул в группу скрипача Андрея Трушевского из родной тому «Дробини». С приходом же год назад Сергея Стрельченко состав группы определился окончательно. «Все отдам я за грог» — уже шестой альбом группы. Правда, первые четыре были аналоговыми и пока находятся в законсервированном состоянии. Пятый же альбом вышел уже в электронном формате. Новый диск писался на домашней студии Виктора Смирнова, уже апробированной той же «Дробиной». Выбор именно этой студии определялся двумя причинами: во-первых, так дешевле, а во-вторых: «Я точно знаю, что никто в Харькове не сделает нам такой звук, как нам нужен, — комментирует Виктор Смирнов. — Это зависит от специфики нашего звучания. Мы же лучше, чем кто бы то ни было, знаем, как мы должны звучать».
В скором времени группа планирует покупать волынку, дабы усилить кельтский колорит. Прошлой же осенью у группы появилась настоящая ирландская висла (флейта). Произошло это на концерте в одном из клубов Донецка. В середине второго отделения на сцене появился колоритный рыжеволосый мужчина (прямо мистика какая-то) и протянул музыкантам настоящую металлическую вислу, вспоминает Виктор Смирнов. Подаренная когда-то друзьями-ирландцами, она лежала у него долгие годы без дела и вот наконец-то дождалась своего часа. Сегодня ирландскую диковинку осваивает самый молодой член группы Антон Смирнов, которому «уже целых восемь лет». Впрочем, юное дарование от своих коллег по цеху не отстает, считая себя настоящим музыкантом.
Играть фольк стало сегодня модным. И многие «музыканты», наверное, полагают, что пока «people хавает» фольк — будем давать фольк. В результате часто на свет появляются этакие ковырялочки-однодневки. А вот чтобы получилось что-то вразумительное, нужно, наверное, как в случае со «Spiritual seasons», быть немножко ирландцами.
Комментарий

Сергей Коротков, харьковский музыковед:«Мне очень нравится, что в нашем очень провинциальном в культурном отношении городе есть люди, которые играют музыку очень современную. Хотя она отнюдь не претендует на современность. Слава Богу, что все это происходит в нашем городе и сейчас. Я говорил и говорить буду: если у России и есть какой-то шанс пробиться на мировой музыкальный рынок, то это только через Украину. Потому что здесь совершенно фантастический потенциал».