Гость «Прямой телефонной линии» – директор Харьковского академического театра им. Т.Г. Шевченко Маргарита Нориковна Сакаян.

Театру нужна молодежь


– Добрый день, Маргарита Нориковна. Меня зовут Марина Валентиновна. Перед спектаклями у театра им. Шевченко всегда собирается толпа зрителей. Как вы думаете, чего они от вас ждут?

– Харьков – город театральный, и зритель всегда интересуется новыми спектаклями. Несмотря на финансовое положение театра, мы работаем над тем, чтобы у нас было больше новых постановок. Без новых спектаклей театр не сможет функционировать: они привлекают интерес зрителей и, что немаловажно, премьерные спектакли зарабатывают большую часть денег.

– А в чем, на ваш взгляд, главное достижение «шевченковцев»?

– Мы – единственный украинский театр на Слобожанщине. Думаю, это ценно: мы живем в Украине и, несмотря на то что харьковчане в большинстве русскоязычны, театр пользуется большим успехом. Я не раз слышала от зрителей, что у нас сильная труппа и достойные спектакли.

– А сколько сейчас в театре актеров?

– У нас 55 актеров в возрасте от 20 до 90 лет, и мы этим гордимся. Но на сегодняшний день необходимо пополнить труппу молодыми кадрами, и это принципиальная позиция театра.

Срочно требуется художественный руководитель


– Добрый день, Маргарита Нориковна. Скажите, пожалуйста, сколько новых спектаклей ставит ваш театр в год?

– От двух до пяти постановок – это зависит от финансов. На данный момент в штате театра нет ни одного режиссера или художественного руководителя. Так сложилось, что в театре им. Шевченко в основном работали приглашенные режиссеры.

– А какие гонорары запрашивают сейчас украинские режиссеры?

– Это зависит от того, как каждый себя оценивает. Один просит 5 тыс. у. е., другой – 20, а кто-то берет и 50 тыс. Приходится выбирать режиссера исходя из возможностей театра.

– Здравствуйте, Маргарита Нориковна. Меня зовут Сергей Владиславович. Скажите, пожалуйста, когда в театре появится, наконец, художественный руководитель?

– Хочется надеяться, что уже в следующем году все определится. Мы вплотную занимаемся этим вопросом, ведем переговоры. Художественным руководителям может стать режиссер, который сделает достойную постановку в нашем театре.

– А может быть, художественного руководителя лучше воспитать, что называется, из своих?

– Действительно, наши актеры учатся и пробуют себя в режиссуре. Но чтобы воспитать, нужно время, а оно не ждет: театру необходим художественный руководитель, и я это чувствую как никогда.

–А насколько достойные, по вашему мнению, спектакли выходят «из-под пера» актеров театра?

– Наш актер Александр Ковшун (он получил режиссерское образование) сделал уже пять постановок. Все его спектакли были востребованы на фестивалях и заняли там первые места. Дай Бог, чтобы в нашем коллективе рождались свои режиссеры – это плюс театру.

Вопрос о коэффициенте академичности решит суд


– Здравствуйте, Маргарита Нориковна. Как известно, сейчас сотрудники театра ведут судебные тяжбы по поводу невыплаты зарплаты. Поделитесь, пожалуйста, своим видением этого конфликта.

– На сегодняшний день задолженности по зарплате в театре нет. С 1994 года в театре с присвоением статуса академического был введен коэффициент академичности, который фактически был 100%-ной надбавкой к окладу. В 2005 году, с введением единой тарифной сетки, постановлением Кабинета министров было определено, что коэффициент академичности может сохраняться, а может и не сохраняться. А в Законе «О государственном бюджете на 2009 год» (ст. 64) сказано: «Руководители учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы на зарплату в пределах фонда заработной платы, утвержденного в планах использования бюджетных средств».

Сегодня в театре работают 187 человек, 65 из них подали в суд на театр, а директор является третьей стороной – люди считают, что коэффициент академичности был их зарплатой.

– А какую зарплату получают сейчас актеры?

– Заработная плата начинающего актера – около 1300 грн., максимальная зарплата ведущего мастера сцены – 3 тыс. грн.

Театр ждет капитального ремонта


– Здравствуйте, Маргарита Нориковна. Насколько мне известно, в здании театра им. Т.Г.Шевченко есть трещина. Не представляет ли она опасности для сотрудников и зрителей?

– В 2008 году по команде тогда еще мэра Михаила Добкина было проведено обследование театра, есть заключение. Угрозы обвала пока нет, но в театре уже лет шестьдесят не было ремонта: опустился фундамент, все коммуникации находятся в плачевном состоянии. Недавно губернатор Харьковской области поставил вопрос о капитальном ремонте. Сейчас просчитывается смета, изучаются материалы. Я уверена, что в ближайшем будущем ремонт начнется.

– И еще, если позволите, один вопрос. На балконах зрительного зала есть очень «смешные» места, с которых вообще не видно сцену. В лучшем случае можно лицезреть лишь центр потолка. Скажите, пожалуйста, есть ли надежда, что после ремонта таких «незрячих» мест не будет?

– Будем стараться. Все эти моменты мы оговариваем. Хотелось бы вообще изменить интерьер, приблизить его к первозданному, старому театру, который был еще при Лесе Курбасе.

Поклонников у «шевченковцев» стало больше


– Здравствуйте, Маргарита Нориковна. Меня зовут Лена. Скажите, пожалуйста, какой спектакль в вашем театре считается самым «долгоиграющим»?

– Самый давний спектакль нашего театра – «Шельменко-денщик». Ему уже шестьдесят лет.

– А есть ли у вас самый опытный зритель, который годами ходит абсолютно на все премьеры?

– К нам, как правило, ходят постоянные зрители: они любят театр и знают всех актеров. Но у каждого спектакля свой зритель. Например, авангардный спектакль Жолдака «Гамлет. Сны» успешен у молодой аудитории, а «Шельменко-денщик» востребован у старшего зрителя.

– Многие ругают наше сложное время: и люди стали другие, и молодежь не та. Изменился ли ваш зритель?

– Я не заметила, чтобы зритель изменился, но с уверенностью могу сказать, что увеличилось количество людей, которые приходят в театр. Когда я пришла в театр в 2000 году, залы были полупустыми, бывало, что зрителей было немного. А теперь, несмотря на кризис, на то, что у людей маленькие зарплаты и небольшие пенсии, залы полны, а на премьерах у нас аншлаги.

– Добрый день. Меня зовут Наталья. Расскажите, пожалуйста, чем может похвастать творческая мастерская театра?

– Мы поставили уже много спектаклей. Наш актер Сергей Бережко представил публике «Маленькi подружнi злочини», с которым съездил на фестиваль в Николаев и получил Гран-при за лучшую мужскую роль. На большой сцене театра Александр Ковшун поставил «Бурлаку». Критика была не всегда объективной. Но надо учитывать, что это первая работа Александра Ковшуна на большой сцене театра. Труппа работала с радостью, спектакль получился красивым и собирает аншлаги. А самый главный критик в театре – зритель, и он сам оценит, нужен ли ему тот или иной спектакль.

Наш театр был отмечен и на фестивале во Львове. Руководитель Львовского фестиваля «Золотой Лев» очень хорошо отозвался о выступлении и рассказал, что зрители зала на 800 человек аплодировали актерам стоя. Организаторам ереванского фестиваля понравился авангардный спектакль Александра Ковшуна «Войцех». В Ереване были представлены 23 страны, мы заняли четвертое место. Александром Ковшуном заинтересовались продюсеры, попросили предоставить все его спектакли. То есть всюду театр им. Шевченко занимает лидирующие места.

Зрители мешали Пифу сосредоточиться

– Интересно, часто ли случаются в театре казусы?

– Недавно мы показывали сказку «Приключения Пифа». Актеры не могли играть в прямом смысле этого слова. Зал был полон детьми, которые просто не давали говорить: они кричали, восторгались, подсказывали Пифу… А как-то на премьере «Ревизора» зритель вышел вручить цветы, но был, видно, в такой эйфории, что не заметил оркестровую яму и упал туда. Мы сразу даже не поняли, куда исчез человек с цветами. К счастью, все обошлось и он не получил травм.

– Здравствуйте, Маргарита Нориковна. Меня зовут Ирина Анатольевна. Какими новинками вы порадуете зрителя в ближайшее время?

– Сейчас у нас идет постановка спектакля Александра Школьника по мотивам комедии американского драматурга Кена Людвига «Примадонны». Премьера состоится 17 декабря. Кроме того, на днях началась репетиция спектакля «Белоснежка и семь гномов» в постановке Олега Русова. Думаю, что эта сказка, как и «Пиф», понравится всем – и взрослым и детям. А в январе приедет режиссер из Киева – Николай Яремкив. Он будет ставить спектакль по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» – к марту должна состояться его премьера.

Личное дело
Маргарита Нориковна Сакаян родилась в 1963 г. в Енакиево Донецкой обл. Школу окончила в г. Тбилиси. В 1984 г. окончила экономический факультет Харьковского инженерно-экономического института. С 2000 по 2002 гг. работала в театре им. Шевченко экономистом, с 2002 по 2004 гг. – главным бухгалтером, с 2004 по 2005 гг. – заместителем директора театра им. Шевченко, с 2005 г. до настоящего времени – директор театра им. Шевченко. Сейчас учится на последнем курсе академии при президенте Украины.
Не замужем. Сыну 26 лет, работает пожарным инспектором.
Хобби – театр. Любит читать философские книги.