Кто хочет защитить свои права, должен знать, какими правами он обладает. А как быть в случае, когда миллионы простых граждан становятся заложниками чьих-то бизнес-интересов?

Харьковское областное общество по защите прав потребителей (ХООЗПП) подготовило и выпустило пилотный тираж практического комментария к Закону Украины «О защите прав потребителей». Напомним, что 13 января 2006 года вступила в силу новая редакция закона. Как уже было отмечено специалистами, закон в своем новом виде непригоден для полноценной защиты прав потребителей. Основополагающее право покупателя на возврат товара с обнаруженными после покупки дефектами или замену такового на аналогичный, но без изъянов, практически исключено из закона.
Чтобы вернуть в магазин холодильник, кресло, миксер или любой другой товар, в котором в первые дни или даже часы его эксплуатации обнаружится брак, согласно букве закона нужно доказать продавцу, что приобретенный товар изначально имел значительные дефекты, так сказать, несовместимые с его нормальной работой. «Возврат денег за товар ненадлежащего качества возможен только при подтверждении так называемого существенного недостатка. Но это понятие новое для нашего законодательства и, как мы уже могли убедиться, оно создает определенный ряд проблем. К сожалению, в новом законе не выписана процедура признания существенного недостатка. В результате мы за последние полгода постоянно сталкиваемся с произволом продавцов», — рассказала журналистам юрист областного общества по защите прав потребителей Анна Жебелева.
Специалисты ХООЗПП считают, что некоторые статьи нового Закона «О защите прав потребителей» вступают в противоречие с Конституцией Укра-ины. «Принимаемые правовые нормы не должны ухудшать или сужать объем прав, предоставленных гражданам Конституцией. А в данном случае мы считаем, что имеем дело именно с уменьшением наших прав как потребителей», — отметил председатель ХООЗПП Святослав Маслак. Он сказал, что уже сейчас готовятся предложения для Кабмина и Верховной Рады, но пока народные избранники рассмотрят и примут поправки, может пройти полгода, а то и год. Пока поправки будут писаться, обсуждаться и приниматься в парламенте, людям и должен помочь грамотно отстаивать свои права «Практический комментарий» к новому закону.
— Что конкретно вы советуете потребителям, если закон лишает их права на возврат денег за некачественный товар?
— Наши рекомендации сводятся к тому, чтобы письменно обращаться к продавцам или в сервисный центр, заявляя об обнаруженных недостатках. Сроков о рассмотрении таких заявлений не предусмотрено, поэтому по «Закону об обращениях граждан», в месячный срок, в крайнем случае в течение 45 дней, потребителю должны дать ответ. Но бывает, что покупатель и продавец вступают в долгую переписку, потому что последний не признает дефект существенным. По новому закону существенным недостатком считается тот, который проявляется неоднократно и который нельзя устранить в течение 14 дней. Если по истечении этого срока потребитель не получает свою покупку в рабочем состоянии, то на следующий день у него возникает право вернуть свои деньги или заменить покупку.
— Как по-вашему, чем руководствовались создатели закона, урезая права потребителя?
— В написании закона принимали участие Госпотребстандарт, Украинская Ассоциация потребителей, различные промышленные группы. Последние пролоббировали ту часть закона, о которой сегодня шла речь, чтобы все товары низкого качества, закупаемые ими по низким ценам, осели у потребителя. Смысл такой: купили — ремонтируйте.
В отдельных странах Америки и Европы, помимо государственных стандартов по защите прав покупателя, существуют стандарты, выработанные бизнесом. К примеру, определенная сеть супермаркетов или ассоциация производителей устанавливает для себя, что в течение месяца без проведения экспертиз любой некачественный товар может быть возвращен. «Да, там бизнес понимает, что за все платит потребитель, поэтому легко идет на это. Случаи возврата могут составлять 1-1,5%, и, так сказать, «круговорот денег в природе» от того, что предприниматель идет навстречу покупателю, не страдает. У нас бизнес-структуры еще не пришли к тому, чтобы поставить планку выше, чем закон», — делится наболевшим Святослав Владимирович. Ну а пока наш бизнес не пришел к мысли о том, что покупателя нужно уважать, потребителям хотелось бы, чтобы законодатели или Конституционный суд восстановили их нарушенные права.