Лучшим спортсменом Харькова по итогам 2010 года в ходе опроса «Признание народа» читатели «Вечернего Харькова» большинством голосов назвали шахматиста, международного гроссмейстера Павла Эльянова.

– Прошедший год был насыщен для вас событиями прежде всего приятными – двумя успехами в крупных международных командных соревнованиях. Прежде всего – это, конечно, это победа мужской сборной Украины, в состав которой входили и вы, во Всемирной шахматной Олимпиаде в российском Ханты-Мансийске. Как вы оцениваете это событие?

– Оценка может быть только превосходной, потому что лучше мы сделать уже не могли – первое место! Огромный успех, причём, как говорил наш тренер Владимир Борисович Тукмаков, он оценивает эту победу выше, чем мы одержали на шахматной Олимпиаде в 2004 году. Потому что тогда это больше был кураж, это было просто идеальное совпадение всех обстоятельств, и мы стали чемпионами, потому что все были молодые, много было энтузиазма, и все оказались в превосходной форме. А сейчас мы одержали трудную, тяжёлую победу в конкуренции со сборной России. Это – победа трудовая и, мне кажется, она, действительно, более значима, и я с ним согласен. Потому что именно такие победы закаляют, и, в общем-то, мы, действительно, сейчас доказали, что мы – не какая–то случайная команда, а мы – сильнейшие и по делу стали чемпионами.

– А потом был Кубок Европы в составе саратовского «Экономиста», который вы также выиграли, приячём второй год подряд...

– Мы начинали этот турнир чемпионами и понимали, что надо защитить свой титул. Это удалось, и, в принципе, меня это уже неудивляет, потому что у нас очень дружный коллектив, все мы – игроки – друг друга знаем уже много лет, и, как ни странно, в шахматах – личном виде спорта – это играет всё-таки значительную роль: у нас нет больших секретов, и все друг другу готовы помогать, подсказать, когда необходимо. И хотя сейчас мы не были в числе самых главных фаворитов, но, опять-таки, команда у нас объективно не слабая, плюс атмосфера в команде. Такой микс и привёл к успеху.

– Кстати, кто входил в состав вашего коллектива?

– Я играл на первой доске, то есть был лидером команды. Там выступают также молодые российские шахматисты Евгений Томашевский и Евгений Алексеев, ещё более молодой россиянин Дмитрий Андрейкин, который недавно стал чемпионом мира среди шахматистов до 20 лет, ещё один харьковчанин, мой друг Саша Моисеенко – мы коллеги с ним во всех командах, потом – китаец с благозвучной фамилией Ни Хуа и Михаил Ройс из Израиля – тоже мой хороший друг.

– После этого в Москве вы участвовали в международном турнире «Мемориал Михаила Таля» и чемпионате мира по блицу, но там ваши результаты оказались уже намного скромнее. Почему?

– Я занял на этих соревнованиях два десятых места, причём в одном турнире – из десяти возможных, что является большим неуспехом. Конечно, тяжело сказать, почему так произошло. Был тяжёлый сезон и, может быть, энергии не хватало на все партии. И всё равно, конечно, мог и получше сыграть. А что касается десятого места в чемпионате мира по блицу (там участвовало 20 человек), – это хороший результат, потому что там играли, за исключением, может быть, одного-двух шахматистов, все сильнейшие в мире игроки. И то, что мне удалось попасть в десятку, я считаю что это, в принципе, успех – после такого тяжёлого турнира плюс я никогда на игре в блиц не специализировался. Я, в принципе, вообще не имею в нём большого опыта и до этого только один раз я участвовал в подобном турнире – там был во второй половине таблицы. Ну, а это, наверное, – хороший результат, действительно.

В конце ноября вы в составе команды родного шахматного клуба «Юракадемия» принимали участие в клубном турнире «Фемида – Кубок главы Харьковской облгосадминистрации», проходившем во Дворце стунетов юракадемии, и там среди четырёх сильнейших шахматных клубов Украины ваша команда заняла последнее, четвёртое место. Что помешало выступить лучше?

– Здесь выступали клубы, в которых немало шахматистов с именами. Так, черниговский клуб – это действующий бронзовый призёр Кубка Европы среди клубов, а киевский клуб в прошлом году был бронзовым призёром аналогичного соревнования. В общем–то, вся элита украинских шахмат, за исключнием Василия Иванчука, приехала в Харьков. А что помешало выступить лучше? Турнир был короткий, и велик элемент случайности, да и, наверное, сказалось, что это был конец сезона. Я, например, попал на него, как говорится, с корабля на бал – без специальной подготовки. Вообще, я заметил, что ранней весной и поздней осенью – а именно в это время проводятся турниры в Харькове – у меня результаты несколько хуже. Наверное, в конце сезона я немножко устаю, а в начале сезона ещё не набираю форму. Но в целом я не могу сказать, что кто-либо из нас не выкладывается на таких турнирах. Потому что у меня хранится с детства добрая память о клубе (я и закончил юракадемию), и я всегда отстаиваю честь изо всех сил, мы несколько раз были чемпионами Украины среди клубов и, я думаю, что внёс вклад в успехи моего клуба.

– Павел, а какие у вас планы на новый сезон?

– Пока, наверное, до апреля у меня будет передышка. Надо будет подготовиться, потому что, я думаю, следующий сезон тоже будет насыщенным. Тоже предстоят командные соревнования высокого уровня, в конце года – как обычно, Кубок мира, который проводится раз в два года. Это большой турнир, и к нему я постараюсь выйти на пик формы, сыграть как можно лучше. А Всемирной шахматной Олимпиады в 2011 году не будет – она проводится раз в два года.

– В жизни каждого спортсмена есть человек, который помогает ему постигать премудрости мастерства, – тренер. Кто вас выводил в мастера?

– Я считаю, что с детства у меня было только два тренера. Родители мои внесли неоценимый вклад – наверное, не столько в шахматах, а и в общечеловеческом плане. Их вклад – процентов 95 в то, чем я сейчас являюсь. А что касается ещё других тренеров, то был такой очень хороший тренер Анатолий Аполлонович Астраханцев, он довёл меня до кандидата в мастера, наверное, он заложил все базовые понимания шахмат, и его вклад тоже трудно переоценить. Наверное, с точки зрения детских шахмат у меня больше не было тренеров, а потом, начиная лет с 14, я занимался со многими ребятами, со многими тренерами, которые были для меня в разных качествах: и тренеры, и спарринг-партнёры. Потом у меня не было личного тренера, и приходилось с кем-то понемножку заниматься. И, наверное, в данный момент я должен назвать своим тренером Михаила Бродского. Мы с ним несколько сборов провели и больше ни с кем так плотно не занимались. Хотя, опять–таки, я сейчас сотрудничаю со многими ребятами – с Сашей Моисеенко с самого детства, сотрудничаем с другими ребятами.

– Как будете отдыхать?

– Сначала хочу дома побыть, потому что бываю там не так часто, а осенью – особенно: думаю, за всю осень я было дома всего дней десять. Поэтому хочется с близкими побыть. А уже после Нового года, я думаю, будет серьёзная подготовка к следующим турнирам.

– В мировом рейтинге в прошедшем году вам удавалось подняться на самое высокое в карьере шестое место, а сейчас вы находитесь на 13-м. Но, всё равно, от вершины это недалеко, плотность очков в таблице очень высокая. А как подняться на самый верх?

– Ну, надо работать дальше. Всё, я думаю, в общем-то в моих руках.