Гость «Прямой телефонной линии» – заместитель директора «Харьковэнергосбыт» АК «Харьковоблэнерго» Надежда Владимировна Полтавская.

Электричество будет дорожать

– Здравствуйте, беспокоит Инна. Я почти год не получаю квитанций об оплате, почему так происходит?

– Видимо, вы переплатили за потребленную электроэнергию. В таких случаях квитанции могут не носить. Сумму переплаты вам должен сообщить контролер, который приходит ежемесячно для фиксации показателей прибора учета.

– Здравствуйте, Надежда Владимировна. Вам дозвонилась Татьяна Ильинична. Подскажите, остались ли льготы за социально незащищенными категориями граждан?

– Льготы остались в полном объеме в соответствии с Постановлением КМУ от 01.08.1996г. № 879, в зависимости от категории льгот от 25% до 100%. Например: семья из двух человек, где оформлена льгота участника боевых действий с 75%-ной скидкой, использовала 210 кВт/ ч. электроэнергии в месяц. Оплата производится следующим образом: 75 кВт/ч. – с льготной скидкой 75% от тарифа 28,02 коп.; 75 кВт/ч. – по тарифу 28,02 коп. и 60 кВт/ч. по тарифу 36,48 коп.

Что касается вновь оформляемых льготников, согласно правилам пользования электроэнергией, человек должен обратиться к нам с заявлением о начислении льготы. И если у него есть подтверждение о том, что он является льготником и зарегистрирован в едином государственном реестре льготников — мы предоставляем льготу с момента обращения.

– Известно, что себестоимость электроэнергии намного выше стоимости, установленной для бытовых потребителей.

– После увеличения тарифов с 1 апреля бытовой потребитель оплачивает около 30% себестоимости электроэнергии, остальное покрывается дотациями и повышенными тарифами для промышленных предприятий. Естественно, это отражается на стоимости той продукции, которую мы покупаем. Как бы там ни было, потребитель все равно перекрывает разницу тарифов – она возвращается каждому в виде цены на приобретаемые товары.

– Как вы считаете, будет ли в этом году еще подорожание?

– Я думаю, что будет. Если повысятся цены на топливо, это отразится на тарифах. Ведь электроэнергия из воздуха не берется, ее надо выработать – на газе, твердом топливе, мазуте, а стоимость этих составляющих постоянно растет. Электроэнергетика не может работать себе в убыток — нужно строить электростанции, обслуживать и модернизировать существующие сети, покупать счетчики, которые мы меняем бесплатно для потребителя в межповерочный период, — это все производится за счет облэнерго.
Я анализировала цены на электроэнергию, установленные в странах СНГ, и могу сказать, что у нас они самые низкие. К примеру, бытовые потребители Молдовы в долларовом эквиваленте оплачивают по 11,5 цента за кВт/ч., россияне платят чуть больше пяти центов. У нас же после апрельского повышения цена составляет около трех центов.

Долг в полсотни должен насторожить


– Меня зовут Олег. Скажите пожалуйста, как поступить, если у меня образовался долг за потребленную электроэнергию, но на его погашение нет денег?

– Есть несколько способов уладить взаимоотношения с энергоснабжающей организацией. Правила пользования предусматривают заключение договора об отсрочке платежа или оформлении рассрочки на несколько месяцев, максимум на три года. Мы идем навстречу таким потребителям. Но они должны предъявить документы, подтверждающие неплатежеспособность, — справки о составе семьи и доходах всех совершеннолетних членов семьи. Алименты и пособия тоже учитываются.

– Какой нужно накопить долг, чтоб попасть к вам в немилость и быть отключенным?

– В законе не прописана сумма долга, при которой можно производить отключение. Теоретически можно попасть под отключение даже за 10 гривен. Но мы поступаем иначе — при задолженности до 50 гривен стараемся воздействовать на потребителя телефонными звонками, предупреждениями, контролер проводит беседу на дому. Но если уж подаем в суд, то 99,9% исковых заявлений о принудительном взыскании долгов решаются в нашу пользу. Могу сказать, что сегодняшняя задолженность населения равняется стоимости использованной электроэнергии всех бытовых потребителей области в течение полутора месяцев.

– Здравствуйте, Надежда Владимировна. Беспокоит харьковчанин Андрей Иванович. Мне за долг в 100 грн. отрезали электричество без моего присутствия. Насколько правомерны такие действия?

– Ни в одном законодательном документе не указано, что отключение должно производиться только в присутствии потребителя. Уведомление о задолженности и о возможном отключении мы направляем за месяц до планируемого отключения. Эти уведомления вручаются под подпись любому совершеннолетнему члену семьи. И если люди думают, что эта бумажка ни к чему не обязывает, они ошибаются – через месяц мы имеем право на отключение. Если даже после этого потребитель не предпринял никаких шагов по погашению задолженности, дело передается в суд для принудительного взыскания задолженности.

Хищение электричества «аукнется» десятками тысяч


– Правда ли, что большинство злостных неплательщиков довольно состоятельные люди?

– Есть категория богатых и очень энергоемких бытовых потребителей, у которых есть задолженности, и попасть на их территорию для фиксирования показаний счетчика практически невозможно – охрана, собаки. Но согласно правилам, минимум раз в полгода потребитель обязан допустить к прибору учета наш персонал. Но люди не чувствуют своей ответственности – ведут себя по-хамски, спускают на контролеров собак. Пару лет назад хозяин владения избил линейного контролера-инвалида. На наших электромонтеров даже совершали нападение с огнестрельным оружием. Как противостоять? Вызываем милицию, которая фиксирует противоправные действия и принимает меры. И в большинстве случаев, как только ставится вопрос о принудительном взыскании задолженности, оплата сразу поступает.

– Если потребителя все же отключили, каковы условия подключения?

– Во-первых, человек предварительно обязан оплатить задолженность и затраты по подключению. Стоимость подключения зависит от того, где находится дом должника. В затраты входит оплата труда персонала, транспортные расходы, все налоги, отчисления в Пенсионный фонд и др. Сумма может дорасти до нескольких сотен гривен.

– Добрый день, меня зовут Михаил. Скажите, какие наказания предусмотрены за воровство электроэнергии?

– Количество хищений в последнее время резко сократилось. Зато используемые методы стали более изощренными – вмешательство в приборы учета, скрытые отпайки. Похитителей мы вычисляем с помощью специальных приборов. Для того чтобы установить факт хищения, нам не нужно даже заходить в дом — все отражается на приборе. А когда нарушение фиксируется, составляется акт — подача электроэнергии прекращается. Хочу сказать, что цена обмана высока – сумма доначисления за украденную электроэнергию составляет минимум 10-12 тысяч гривен. Кроме этого, нужно оплачивать еще и текущие счета, услуги на повторное подключение.

Электронные счетчики «накручивают» больше


– Здравствуйте, меня зовут Марина Валентиновна. Скажите, как часто нужно производить поверку счетчика?

– Поверка однофазных счетчиков производится раз в восемь лет за счет энергоснабжающей организации. Дата его изготовления может быть и советских времен, но если на приборе стоит пломба госповерителя – значит все его детали отрегулированы и при необходимости заменены. Кроме того, сейчас идет массовое поступление электронных счетчиков, и по мере выхода из поверочного срока старых приборов мы устанавливаем новые, электронные.

Если же счетчик выходит из строя до истечения восьми лет или вы сомневаетесь в правильности его работы – имеете право обратиться в районное отделение энергосбыта с заявлением о проведении экспертизы. В этом случае экспертизу оплачивает потребитель. В зависимости от типа счетчика она может стоить 70-90 грн. Если экспертиза признает, что прибор работает неправильно, все расходы будут возмещены.

– То есть у потребителей есть шансы обзавестись симпатичным по дизайну электронным счетчиком?

– Да, но не в ближайшем будущем. На это нужны средства, поскольку приборы мы покупаем у изготовителя за свой счет. В Харькове почти 563 тысячи бытовых потребителей, и есть счетчики, которые до сих пор работают с просроченным сроком госповерки – их мы стараемся менять в первую очередь. Но хочу сказать, что электронные счетчики работают более точно, и как правило расход электроенергии несколько увеличивается. Величина погрешности электронных счетчиков – плюс-минус 0,5-1%, а индукционных – 2-2,5%.

– Добрый день, вам звонит Павел. Подскажите, кто виноват, если в доме происходит короткое замыкание и у потребителей сгорает техника?

– Есть граница балансовой принадлежности: кабель, который протянут к дому, – под нашей ответственностью, а внутридомовые сети находятся на обслуживании ЖЭКов. Если свет гаснет по причине аварийной ситуации в нашей сети – ответственность несем мы, если во внутридомовых сетях – ЖЭК. Но чаще всего проблему создают сами потребители. Представьте, что к дому подведен провод, рассчитанный на определенную мощность. При проектировании и строительстве любого жилого дома рассчитывается пропускная способность наших и внутридомовых сетей с запасом. Однако в последние годы оснащенность домов, квартир электробытовой техникой резко увеличилась. Разрешения у энергоснабжающей организации на увеличение договорной мощности бытовые потребители, как правило, не берут. Отсюда – электросети перегружены, не выдерживают нагрузки. Результат: короткое замыкание, пожары, выход из строя бытовых приборов, заниженное напряжение. Поэтому потребителям трудно выиграть судебные иски у Харьковоблэнерго по причине сгоревшей бытовой техники. Если мы в договоре указали 1,3 кВт, а он использует пять и более кВт, он ничем не докажет, что авария произошла по нашей вине.

Увеличить мощность можно, но для этого нужно заменить кабель. А это очень дорого — 10-30 тысяч гривен. Не у каждого потребителя есть возможность выделить такую сумму.

Личное дело
Полтавская Надежда Владимировна.

Общий стаж в энергетике – с 1968 года.

С 2003 по 2004 гг.– советник директора «Харьковэнергосбыт» АК «Харьковоблэнерго». С 2004-го по настоящее время – замдиректора по сбыту «Харьковэнергосбыта» АК «Харьковоблэнерго».

Ветеран труда, награждена Почетной грамотой Кабинета министров.

Хобби – шитье, кулинария, сад, огород.