Гость «Прямой телефонной линии» – директор Департамента образования Харьковского городского совета Ольга Ивановна Деменко.

Итоговые контрольные работы никого не шокируют


– Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Татьяна. Тревожит, что нынешний учебный год заканчивается письменными контрольными в 5-8 классах. Министерство образования сообщило о том, что уже разослало во все управления эти работы. Насколько сложны итоговые контрольные для школьников? По крайней мере, вас их содержание не шокировало?

– Содержание этих работ меня не шокировало, не шокирует и детей. Уровень их сложности не вызывает никаких опасений. Это обыкновенные итоговые контрольные работы, которые проводились и раньше, но до сих пор педагог сам формировал их, пользуясь сборниками и пособиями. Но один учитель мог подобрать легкие задания, за которые его ученики получали по 10-12 баллов, а другой, требовательный и жесткий, выбирал более сложные, и его дети с трудом получали по 7-9 баллов. Это несправедливо. В системе образования должны быть единые подходы, чтобы все учащиеся были в одинаковых условиях со всеми сверстниками. Нам это даст возможность проанализировать уровень выполнения государственного стандарта образования.

– Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Наталья. Слышала, что в новом учебном году в школах могут появиться новые дополнительные занятия.

– С 1 сентября будущего учебного года в старших классах будет проводиться курс «Мы – хозяева Евро». Его продолжительность – всего девять часов. Курс рассчитан на старшеклассников, в программе – история, информация о достопримечательностях Харькова, сведения о Харькове на иностранном языке, чтобы молодой человек мог рассказать иностранным гостям о своем городе. «Мы – хозяева Евро» – это синтез знаний в области спорта, художественного творчества, истории и иностранного языка. Выбор курсов и факультативов – добровольный.

– Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Марина Валентиновна. Скоро начнется практика в школах. В классах устраивают не всегда дешевые экскурсии. Есть ли альтернатива для детей, родителям которых такие мероприятия не по карману?

– Я считаю, что если организовываются достаточно дорогие экскурсии, родители имеют право от них отказаться. Тем более что учебная практика не предусматривает обязательных платных экскурсий. Можно провести содержательные экскурсии по минимальной цене или даже бесплатно. Главное – чтобы ребенку было интересно и полезно. Но для этого учителю–предметнику и классному руководителю нужно поработать.

Старшеклассники осваивают электронные книги


– Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Ирина. Слышала, что в прошлом году стартовал пилотный проект с электронными учебниками в школах. Оправдал ли он себя?

– Действительно, 120 десятиклассников лицея №27 и гимназии №6 получили возможность в нынешнем учебном году работать по ридерам – электронным книгам. Я считаю, что для старшеклассников за ридерами будущее. Во-первых, в 10-11 классах портфели, набитые учебниками, в школу почти никто не носит. Ридер помещается в кармане или в дамской сумочке, при этом устройство содержит больше 200 книг, которые включают и все учебники, и дополнительную литературу, в том числе справочную, техническую, художественную. Очень удобно использование ридеров и для межпредметных связей, когда, например, на уроке химии нужно быстро найти соответствующую тему по биологии. В их применении очень много плюсов, но есть и сложности. Я считаю, что в начальной и средней школе внедрять ридеры нецелесообразно: во-первых, они могут быть небезвредны для зрения и хрупкой нервной системы детей, а во-вторых, электронное устройство не заменит обычную книгу, к которой все-таки тянется душа.

– В будущем ридерами будут пользоваться во всех школах?

– Нам посчастливилось рассказать об этом эксперименте президенту Украины. Ученица гимназии №6 презентовала Виктору Федоровичу эту книгу, для сравнения продемонстрировав стопку из 22 учебников, необходимых в десятом классе. Наверное, благодаря этой презентации в Харькове очень скоро будет внедрен эксперимент всеукраинского масштаба, чтобы в дальнейшем ридеры были доступны любому старшекласснику.

– Покупка ридеров ляжет на плечи родителей?

– Я пока не готова ответить на этот вопрос, но, думаю, к началу учебного года у меня будет информация о том, как они будут внедряться.

Школьников станет больше


– Здравствуйте, меня зовут Елена Витальевна. Ольга Ивановна, известно ли хотя бы предположительное количество школьников в 2011-2012 учебном году? Увеличится ли число детей в школах?

– Количество первоклассников увеличивается уже четвертый год подряд. В сентябре 2010 года в школы пошли 10,5 тысячи первоклассников, 1 сентября 2011 года мы ждем не менее 11 тысяч. Что касается общей тенденции, то, несмотря на то что первоклассников становилось с каждым годом больше, последние несколько лет количество детей в школах продолжало уменьшаться. В биологии есть понятие популяционных волн. В результате того, что когда-то родители были напуганы распадом Советского Союза и кризисными моментами, рождаемость упала, а плоды снижения рождаемости мы пожинаем сейчас. По нашим подсчетам, только в этом году количество детей не уменьшится, но и не увеличится. В сентябре 2010 года школьников в городе было на три тысячи меньше, чем в сентябре 2009-го, в 2009 году – на пять тысяч меньше, чем в предыдущем. В сентябре 2008 года учащихся было на семь тысяч меньше, чем в начале 2007-2008 учебного года.
А с сентября 2012 года впервые за последние десять лет мы ожидаем увеличения количества школьников.

– А хватит ли мест в школах?

– Несмотря на то что в Харькове были не лучшие времена, сеть школ удалось полностью сохранить. За двадцать лет постсоветского периода ни одна школа в городе не была закрыта и сейчас многие из них испытывают потребность в учениках. Мнение о необходимости строительства новых учреждений я не поддерживаю. У нас есть школы, которые рассчитаны на 800-1000 детей, но там учатся всего 300-350 учеников. При этом надо отдать должное школам с высоким уровнем работы педагогических коллективов. Мы анализировали данные о количестве школьников сейчас и 15 лет назад, когда детей было очень много, и выяснили, что, к примеру, в школах и гимназиях №№ 3, 6, 17, 45, 46, 47, 144, 152, 162 количество детей осталось прежним. А в некоторых школах число школьников уменьшилось в два или даже четыре раза.

В этом году «школ-миллионников» не будет


– Добрый день, Ольга Ивановна. В течение последних трех лет десять городских школ получали по миллиону для капитальных ремонтов. Скажите, пожалуйста, будет ли в этом году продолжена традиция?

– К сожалению, после прошлого знойного лета очень много кровель пришло в негодность, поэтому в этом году мы сделали серьезный акцент на ремонте кровель (будет отремонтирован 81 объект). Также мы решили заменить технологическое оборудование в школьных столовых и пищеблоках детских садов и завершить замену стиральных машин дошкольных учреждениях. Поэтому принято решение не отмечать отдельные школы, а направить средства на первоочередные работы. Будет неправильно, если, имея детские сады с протекающими кровлями, мы будем продолжать создавать «показательные» объекты. Но я не сомневаюсь, что в следующем году мы вернемся к практике предыдущих трех лет.

«Неофициальная» часть выпускного бала, скорее всего, лишняя


– Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Алла Михайловна. Скажите, пожалуйста, существуют ли единые требования к проведению выпускных вечеров или каждая школа может проводить их по-своему?

– В каждом районе и в каждой школе сложились свои традиции проведения выпускного вечера. Департамент образования дает рекомендации по проведению торжественной части: ее нужно провести на высочайшем уровне, чтобы ребенку на всю оставшуюся жизнь запомнились вручение аттестата, чествование детей и учителей, благодарственное слово родителям. А решение о том, как будет организован досуг после торжественной части вечера, принимают родители: это исключительно их инициатива и финансирование. В нашем городе есть школы, которые застолий на выпускные не проводят.

– Если я правильно поняла, вы не очень поддерживаете застолья на выпускных?

– Думаю, что пиршества, которые иногда устраивают на вечерах, – лишняя часть выпускного вечера. Но запретить их мы не можем: нельзя в нашей гуманитарной сфере работать путем запретов, а кроме того, эта традиция складывалась десятки лет. Уверяю вас, выпускной вечер для педагога – самый тяжелый, ответственный и напряженный рабочий день. В последние пять лет выпускные и на площади, и в школах проходят без происшествий. Я уверена, что и в этом году мероприятия пройдут на высочайшем уровне.

Личное дело
Деменко Ольга Ивановна родилась 29 августа 1962 года в с. Чистоводивка Изюмского района Харьковской области. В 1984 году окончила ХГПИ им. Сковороды. После вуза работала учителем биологии в Мурафской средней школе Краснокутского района. С 1986 г. – воспитатель группы продленного дня, учитель биологии харьковской школы № 99. С 1990 г. – заместитель директора, директор харьковской школы № 51. 2003-2006 гг. – начальник управления образования Московского районного в г. Харькове совета. С мая 2006 г. – начальник управления образования Харьковского городского совета. С 2006 г. – депутат Харьковского городского совета. С мая 2010 г. – директор Департамента образования Харьковского горсовета. Замужем, сыну 24 года.