Гость «Прямой телефонной линии» — секретарь Харьковского епархиального управления протоиерей Тарасий Войтенко.

— Здравствуйте, отец Тарасий! Меня зовут Надя. Я слышала, что после праздника пророка Ильи, со второго августа, церковь запрещает купаться в открытых водоемах. Объясните, почему?

— Здравствуйте, Надежда! Действительно, такое поверье существует. Оно пришло к нам из областей, которые находятся севернее — в России. Осенью воздух становится холоднее, начинает остывать вода. У купающегося человека она может вызвать судорогу или переохлаждение. Подобное верование богословской подоплеки не имеет, только практическое значение, облеченное в форму околоцерковного предания. Так что можете купаться, если здоровье позволяет. Кстати, запрет на употребление яблок, груш и других фруктов до праздника Преображения (он всегда отмечается 19 августа), связан также с практической стороной жизни — в северных областях к этому времени дары садов еще незрелые и употреблять их рано.

— Можно еще один вопрос? Я слышала, что в воскресенье христианину работать грешно, а как же быть с уборкой, с домашними делами?

<Ответ>— Одна из заповедей Ветхого завета звучит так: «шесть дней работай, седьмой день отдай Господу Богу твоему». В воскресенье человек должен больше уделять внимания своей душе, духовному росту, чем в обычные дни. Исполнение домашних дел не запрещается. Но для православного христианина каждое воскресенье должно начинаться с похода в храм. А после этого можно начинать делать какую-то домашнюю работу. Бог вам в помощь!

— Меня зовут Виктория. Я однажды побывала в храме — и ничего не поняла, что говорил священник. Почему службы не проводятся на русском или украинском языке?

— Потому что они проводятся на церковнославянском языке. Этот тот язык, на котором пришла в наши земли проповедь Евангелия, когда просветители славян Кирилл и Мефодий перевели священное писание. Это тот язык, на котором говорили преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Это тот язык, на котором церковь и народ молились испокон веков. Во-вторых, это настоятельная необходимость. Почему? По своей прошлой профессии я переводчик. И знаю, что даже при суперпрофессиональном переводе существует погрешность, когда при переводе теряется, как минимум, 30 % первоначального смысла. А мы не имеем права жертвовать тем смыслом, который был заложен когда-то в священном писании. Если тексты молитв, акафистов, кондаков переводить каждые сто лет, их смысл в конце концов будет утерян, как в игре в испорченный телефон. Для православного христианина церковнославянский язык свят, как и наша история. Говорят, что это язык, сложный для восприятия современного человека. Но каждый из нас прошел этот путь, — с тех пор, когда впервые пришел в храм и попытался хоть как-то молиться. Для человека, который стремится познать, ничего невозможного нет. Более того, я уверен, что церковнославянский язык не учится, он вспоминается — это генетическая память нашего народа.

— Тем не менее Филарет проводит службы на украинском языке, считая, что это приближает его к народу и увеличивает количество прихожан…

— Все здравомыслящие люди, знакомые с азами православия, прекрасно понимают, что это не более чем демагогия и политические амбиции отвергнутого всем православным миром раскольника-самозванца.

— Меня зовут Лариса. Отец Тарасий, у нас существует каноническая Украинская Православная Церковь (УПЦ). К этому названию часто делают прибавку МП (Московского патриархата). Проясните, пожалуйста, как все-таки официально называется ваша церковь — УПЦ МП или УПЦ?

— Это очень интересный вопрос, я вам благодарен за него. Название «Украинская Православная Церковь Московского патриархата» (УПЦ МП) — некорректно. Оно возникло как противовес УПЦ КП (Киевского патриархата). Вот для того, чтобы отличать нас от раскольников так называемого «Киевского патриархата», возникла приставка МП.

— Это сбивает людей с толку: если «Московский патриархат», значит, в Украине в храмах служат какие-то московские священники.

— Ни для кого не секрет, что УПЦ ведет свою историю от Русской Православной Церкви (РПЦ). Это объективное, исторически сложившееся обстоятельство. Однако более 15 лет назад наша церковь обрела автономию, независимость от «материнской» церкви. У нас в Киеве есть свой глава — предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир (Сабодан), резиденция которого находится в Киево-Печерской Лавре. У нас есть священный Синод — совещательный орган, состоящий из высших иерархов, что-то наподобие светской Верховной Рады. Приставка «Московский патриархат» используется только для того, чтобы отличить нас от раскольников так называемого «Киевского патриархата». Мы не подотчетны Москве — ни с финансовой точки зрения, ни с какой-либо другой. Это просто смешно. Кстати, в Харьковской епархии более 90 % священнослужителей являются этническими украинцами. Более того, в России очень много священников, постоянно проживающих в этой стране и являющихся ее гражданами, также являются этническими украинцами. Так сложилось исторически, что «кузницей кадров» для русской церкви стала Западная Украина. Она всегда была форпостом православия и воспитала очень много истинно верующих людей. Из поколения в поколение они вырастали в православной вере, принимали сан и шли проповедовать слово Божие. Вспомните — западная Украина только перед самой войной вошла в состав СССР, прославившегося насаждением атеистических взглядов.

— Меня зовут Ольга. Когда подают записки «за здравие» и «за упокой», служительница говорит, чтобы мы жертвовали, кто сколько может. В некоторых храмах плата установлена. Как правильно? И вообще, могут ли быть установлены тарифы в храме?

— В принципе могут. Но мое личное мнение — это, конечно, немного некорректно. Если ко мне в Благовещенском соборе, где я служу, подходит человек и говорит: «Батюшка, простите ради Бога, — я хочу креститься, но у мены нет 35 гривен, чтобы оплатить обряд», то ни один священнослужитель ему не вправе отказать. Это наша обязанность. Мы никогда никому на дверь не указываем, а стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы люди ушли, оставив в храме те грехи, которые беспокоят их душу.

— Тогда за счет чего храмы выживают: за счет пожертвований или коммерческой деятельности — продажи свечей, книг, икон?

— Если то, о чем вы говорите, приносит хотя бы десятую часть дохода, то это очень оптимистично. Потому что испокон веков, и я надеюсь, что так будет и далее, православная церковь строилась, существовала и возрождалась именно стараниями тех людей, которые уверовали в Бога, и у которых проснулась совесть. Ту частичку благополучия, которую им Господь дал в жизни, они стараются частично возвращать. Пусть даже в денежном эквиваленте, но это — все равно сотворенное добро. Так было, есть и будет всегда.

— Я знаю, что церковь — это религиозная организация без статуса юридического лица. Значит, она не платит отчисления в бюджет?

— Почему не платит? Что касается Харьковской епархии, мы обязательно отчисляем средства в Пенсионный фонд и соцстрах — на священнослужителей и сотрудников епархии.

— Это раба Божия Антонина. Отец Тарасий, будет ли юридически, через суд, решаться вопрос по храмам, отобранным у нас Филаретом?

— К сожалению, церковь пока что не имеет статуса юридического лица. Если бы он был, то многие проблемы ушли бы сами собой. В Украине юрлицом считается каждая конкретная община, а не церковь. Из-за этого и происходят случаи, когда группа молодчиков приезжает, силой и подкупом отбирает храм, ставит своего священника, наспех проводит какое-то собрание и оформляет документы. А местная администрация регистрирует все, что угодно. Вспомним проблемы с передачей Успенского собора, где в настоящее время находится органный зал. Как можно передавать это здание «Киевскому патриархату», если эта «церковь» начала свое «существование» только с 1992 года, когда Филарет сам себя провозгласил «патриархом»?! То же самое — со Свято-Антониевским храмом (сейчас украинский культурный центр «Юность») на Университетской, о который в последнее время сломано столько копий…

— То есть этот статус мог бы ускорить так же процесс возврата храмов, отобранных в годы советской власти?

— Конечно. Я знаю, что этот вопрос — чтобы церковь была признана юридическим лицом — поднимается непрестанно митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) на протяжении уже более 15 лет. Но до настоящего времени значительных изменений не произошло. Абсолютно ясно, что это кому-то выгодно.

Личное дело

Протоиерей Тарасий Войтенко (Войтенко Тарас Михайлович) — секретарь Харьковского епархиального управления с 2001 г.

Родился 14 апреля 1974 г. в Харькове, в семье преподавателей-музыкантов. Учился в СШ № 143. В 1986 г. принял обряд крещения. В 1989 г. поступил в Харьковское музыкальное училище на отделение духовых инструментов (кларнет). Занимался преподавательской деятельностью в ДМШ №2 им.Чайковского. В 1993 г. поступил в Харьковский госуниверситет им.В.Н.Каразина (факультет иностранных языков). Окончил в 1998 г., получив специальность «референт-переводчик французского и английского языков». Одновременно с учебой в университете в 1997 г. поступил в Харьковскую духовную семинарию, которую окончил в 2000 г. В настоящее время — студент 4 курса Киевской духовной академии.

В 1998 г. митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Свято-Покровский мужской монастырь г.Харькова. В 2000 г. назначен штатным священником Свято-Благовещенского кафедрального собора г.Харькова, где проходит свое священническое послушание в настоящее время. С 6 февраля 2001 г. Указом Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского назначен секретарем Харьковского епархиального управления. В 2004 г. митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом возведен в сан протоиерея. Награжден орденом «Преподобного Нестора Летописца» III степени. Женат, воспитывает 12-летнего сына.

Справка

Епархиальное управление Харьковской епархии УПЦ.

Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Викарий — епископ Изюмский Онуфрий.

г.Харьков, ул. Университетская, 8. Тел. (057) 731-35-23, 731-23-01, т/ф. 731-23-87.
Официальный сайт — www.pravoslavie.kharkov.ua

Официальные издания: газеты «Харьковские епархиальные ведомости», «Православная Харьковщина», журнал «Вера и разум».

Цифры

На Харьковщине зарегистрировано 265 приходов епархии, в том числе в г.Харькове — 36. В епархии типовых храмов — 142, молитвенных домов — 75, приспособленных помещений — 15. Священнослужителей — 255 (235 священников и 20 дьяконов), из них в г.Харькове — 65 (53 священника и 12 дьяконов). В Харькове и области три монастыря: Свято-Покровский мужской монастырь, Свято-Борисо-Глебский женский монастырь в с.Водяное Змиевского района и Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь в г.Лозовая. Всего монахов и монахинь — 27, инокинь — 2, рясофорных послушников и послушниц — 18, настоятельниц — 2, наместник — 1. В Харьковской духовной семинарии: 184 семинариста и 35 преподавателей.

Историческая справка

В 1799 г. Указом императора Павла I основана Слободско-Украинская епархия, в 1836 г. она стала называться Харьковская и Ахтырсквя, а с 1946 г. носит современное название — Харьковская и Богодуховская. В 1799 г. в епархии было 673 церкви, а через 100 лет — более 1000. В начале ХХ века на Харьковщине — около 800 церковно-приходских школ и 20 монастырей. В годы советской власти были закрыты многие церкви и все монастыри. С 1934 по 1937 гг. убито и замучено 260 священников епархии. Кроме того, в православии возник раскол — появились кафедры т.н. украинской автокефальной церкви, которая до сих пор не признана ни одной из Поместных Церквей всего Вселенского православия. В 1999 г. в Украине торжественно отметили дату 200-летия Харьковской епархии.