Гость «Прямой телефонной линии» – директор, главный дирижер харьковской областной филармонии Юрий Янко.

На открытии сезона выступил Даниил Крамер


– Юрий Владимирович, здравствуйте. Меня зовут Елена. Сейчас Харьков активно готовится к Евро-2012. А как филармония планирует встречать гостей футбольного чемпионата?

– Собираемся порадовать их всемирно известными произведениями. Например, в программе на июль следующего года у нас запланирована 9-я Симфония Бетховена, финал которой является гимном Евросоюза; «Кармина Бурана» Карла Орфа и, конечно же, классическая музыка.

Кроме того, в силу своих общественных обязанностей я провожу с директорами ресторанов и развлекательных заведений своеобразный ликбез: рассказываю, что музыка у них должна звучать негромко.

Кстати, на период проведения чемпионата стоит воздержаться и от проведения караоке в парках, поскольку, это, в общем-то, дурной тон. В Харькове зона отдыха объединилась с зоной развлечений. Между тем в зоне отдыха должен быть парк, скамейки и птицы, а в зоне развлечений – аквапарк, диснейленд, карусель и т. д.

– Юрий Владимирович, а чем филармония порадует харьковчан в новом сезоне?

– Очень многим. К сожалению, мы не можем сегодня договариваться со знаменитыми исполнителями, потому что еще не знаем точно, в каком зале будем играть. И тем не менее, на открытие сезона к нам приезжал Даниил Крамер. Впервые в Харькове в его исполнении прозвучали «Фантазии» Цфасмана, а также Концерт Моцарта № 12.

Концерты для беременных пользуются популярностью


– Добрый день, Меня зовут Николай. Юрий Владимирович, я читал в «Вечернем Харькове», что в филармонии организована Лига друзей. Чем она занимается и кто может стать ее членом?

– Лига друзей создана для того, чтобы объединить всех, кому интересна музыка, кто хочет узнать что-то новое и пообщаться. Вход открыт не только для поклонников классической музыки, но и для абсолютно равнодушных к ней людей. Любой человек непременно почерпнет для себя нечто интересное. Каждая встреча посвящается определенной тематике – мы можем обсуждать жанры и стили музыки, знакомиться с артистами филармонии и гастролерами, пить «чай со звездой», обмениваться мнениями о концерте.

Первая встреча, например, была посвящена знакомству с классической музыкой и филармонией. Собралось около сорока человек.

Следующая встреча, которая состоится 11 сентября, предполагает разговор со всемирно известным музыкантом, организатором фестиваля «Музыкальные вечера-2011» Валерием Соколовым. На эту встречу будут допущены только члены Лиги друзей. Кстати, «друзья филармонии» получают еще и пятипроцентную скидку стоимости билетов на наши концерты.

– Здравствуйте, Юрий Владимирович. Меня зовут Анна. Я слышала, что харьковская филармония проводит специальные концерты для школьников. Очень хочется приобщить к высокому искусству своего младшего братишку...

– В этом сезоне концерты для школьников начнутся с октября. Основная их масса проводится у нас в филармонии, но есть школы, имеющие хороший актовый зал – там мы устраиваем выездные выступления. У нас есть программа и для младших, и для средних, и для старших школьников. Репертуар совершенно разнообразный – знакомство с оркестром, хоровые, органные, эстрадные концерты, 3D-шоу. Но мы стараемся максимально увязать наши выступления со школьной программой.

Кроме того, уже сейчас мы серьезно готовимся к зимней елке – подбирается репертуар, пишется музыка. В этом году мы планируем дать даже больше спектаклей, чем в прошлом.

– Добрый день. Меня зовут Наталья. Юрий Владимирович, насколько востребован у будущих мамочек столь нашумевший в Харькове проект «Эффект Моцарта» – концерты, которые филармония устраивает специально для беременных женщин?

– Концерты пользуются большой популярностью. Я считаю, что это один из самых успешных социальных проектов в Харькове. Благодаря ему будущая мама зачастую впервые попадает в филармонию да еще и приобщает к музыке своих родственников – бабушку, дедушку, старших детей и даже далекого от высокого искусства мужа. А когда женщина созерцает на сцене играющего на скрипочке ребенка – в жилеточке и с бабочкой – она и своего будущего малыше видит таким же. Эта мама обязательно приведет его в музыкальную школу, затем в консерваторию, а потом, возможно, и к нам в оркестр. То есть проект получился очень дальновидный.

Кстати, мы уже защитили авторские права по концертам для беременных. Так что если кто-то захочет повторить наш «подвиг», то должен будет либо купить у нас право, либо получить наше разрешение.

«Я готов играть хоть на Луне»


– Здравствуйте, Андрей беспокоит. Юрий Владимирович, филармония любит приятно удивлять харьковчан необычными проектами – концерты в метрополитене, на Южном вокзале, на «Турбоатоме»... А не планируете ли вы провести концерт, скажем, в дельфинарии или в аэропорту? Не хотите ли встретить гостей Евро-2012 первыми?

– Если это привлечет к нам слушателей, я готов играть хоть на Луне. Но, боюсь, в дельфинарии будет сложно, потому что там высокая влажность, что отрицательно может сказаться на инструментах. А вот в аэропорту было бы комфортно играть – там тепло, уютно. В общем, если народ не идет к нам – мы идем в народ.

К сожалению, наши люди сегодня лишены доступа к культурным ценностям – это наша огромная национальная трагедия. Основная часть населения не может посмотреть по телевизору или услышать по радио произведения Достоевского, Пушкина, Чайковского, Рахманинова. Люди не могут посмотреть спектакли, оперы, хорошие передачи о религии, оскароносные голливудские фильмы, потому что эфиры заполонили бесконечные шоу, демонстрирующие, как из бездари можно сделать звезду-миллионера.

– А как же отвлечь молодежь от этой «чернухи» и приобщить к великому?

– Нужно популяризировать классику по телевидению, радио. Я считаю, что каждый директор телеканала или печатного издания должен иметь социальные обязательства – часть эфира или газетной площади посвящать литературе, культуре, рассказывать о хороших манерах. Ведь наши люди не знают элементарный вещей. Например, о том, что шляпу нужно сдавать в гардероб; что к сидящим нужно проходить передом; что женщине негоже одергивать платье в вестибюле – для этого есть туалетная комната, а также наряжаться в алый костюм, отправляясь в концертный зал – это же не ресторан.

Нужно «приучать» себя к классике


– Юрий Владимирович, может ли человек научиться слушать классическую музыку? Дмитрий меня зовут.

– Для того чтобы воспринимать высокое искусство, совершенно не обязательно иметь соответствующее образование. Моя мама, например, не заканчивала консерваторию, не умеет играть ни на одном инструменте, но она с удовольствием слушает Бетховена или Чайковского. Ее никто к этому не готовил – просто у нее есть внутренняя потребность. По большому счету, музыка – это самое доступное искусство для человека.

К сожалению, многие думают, что не поймут классики и боятся попросту уснуть в концертном зале. Классическая музыка у них ассоциируется с чем-то скучным, печальным, трагичным. А ведь это далеко не так. Можно «приучить» себя к классике, только начинать нужно с более доступных концертов.

– А какие концерты у вас наиболее популярны?

– Оркестровые. В последнее время возрос интерес публики к хоровым и смешанным концертам – хор с оркестром. Пользуются популярностью прайм-концерты – классические, эстрадные, романсовые. К сожалению, в большом загоне у нас камерная музыка. Между тем ее слушает весь мир. Поэтому хочется поблагодарить Валерия Соколова, который проводит у нас уже второй год фестивали камерной музыки.

Слово «партитура» ставит многих харьковчан в тупик


– Добрый день. Меня зовут Алексей. Юрий Владимирович, по вашему мнению, харьковская публика требовательна?

– Безусловно, хотя уже и нет тех бабушек и дедушек, которые некогда сидели в зале с биноклями и партитурами. Если в Германии сегодня это непременные атрибуты каждого пятого слушателя, то у нас даже слово «партитура» мало кто знает.

Однако у нас есть настоящие меломаны, которые чуть ли не всю зарплату оставляют в филармонии. В последнее время среди нашей публики очень много молодежи, которая, кстати, пошла в филармонию как раз после концертов в метро, и этот процесс идет по нарастающей. В прошлом году огромной популярностью у молодых людей пользовались концерты памяти Джона Леннона и «Реквием» Вебера – композитора, который написал рок-оперу «Исус Христос – суперзвезда».

– А как принимает вас зарубежная публика?

– Замечательно. Один из лучших коллективов, с которым мне приходилось выступать, – оркестр пражского радио. Я играл с ними музыку чешских композиторов, в частности, 9-ю Симфонию Дворжака. У меня было такое ощущение, что я попал в музыкальный рай – это такой высочайший уровень, что не передать словами.

– А психологический контакт с музыкантами легко установить, языковой барьер не мешает?

– Говорить много не надо, тем более что язык музыкальных жестов – международный. Все музыканты пользуются итальянской терминологией, как врачи латинской.

Кстати, у меня был очень интересный случай в Карловых Варах, где, между прочим, очень много русских и на улицах русская речь звучит чаще, чем чешская. Оркестр там прекрасный, но когда я начал говорить по-русски, меня попросили общаться с музыкантами либо по-немецки, либо по-английски, но только не по-русски. Я продолжил репетицию на украинском языке. «Добре?» – спрашиваю. «Добре», – ответили они мне. Так и работали всю неделю.

Но я этого так не оставил, поскольку мне стало обидно за русский – язык Пушкина, Гоголя и Достоевского. Уезжая, я положил на стол директору письмо, в котором, написал, что подобное отношение к языку, за который мне ничуть не стыдно, считаю дискриминацией.

«Дирижер, как сапер – ошибается лишь раз»

 

– Здравствуйте. Светлана беспокоит. Юрий Владимирович, дирижер имеет право на ошибку?

– Дирижер как сапер – ошибается лишь раз. Ошибка концертмейстера может привести к катастрофическим последствиям, даже если взят не тот темп. Кстати, известны примеры, когда оркестр вообще играл без дирижера – просуществовал он десять лет, и в конце концов музыканты разругались, потому что должна быть единая воля, единая концепция, видение этого произведения – иначе оркестр будет как лебедь, рак и щука.

– А может музыкальное произведение кардинально измениться в зависимости от того, кто дирижирует оркестром?

– Конечно, дирижер может как вознести произведение, так и уничтожить его. Приведу известный пример. Первым исполнением Пятой Симфонии Чайковского дирижировал сам автор, и совершенно гениальное произведение, которое сегодня слушает весь мир, провалилось, поскольку Чайковский был довольно посредственным дирижером. А возродилась симфония, когда ее продирижировал гениальный Артут Никич – тогда она завоевала весь мир.

– Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Юрий Владимирович, я слышала о вашей идее организовать в филармонии музей музыкальной культуры.

– Он уже есть в проекте. Потихоньку собираем экспонаты: старые афиши, программки, картины. Некоторым из них более ста лет – с «ятями» и очень интересной лексикой. Есть флаера (если говорить современным языком), где написано: «Харьковцы приветствуют Заньковецкую» или афиша кинофильма под названием «Движущиеся фотографии на аппарате Люмьера в полный рост».

Экспонаты приносят харьковчане. Так, Тигран Эрвантович Кеваркян, который некогда работал администратором филармонии, не только подарил нам множество старых афиш и фотографий, но и рассказал много интересного из истории филармонии. Где она только не ютилась: и на Сумской, и на Карла Маркса, и на Полтавском шляхе, в ТЮЗе, кукольном, в Политпросе – никогда у нее не было собственного зала.

Я вообще считаю филармонию духовным центром города. В нашем здании было показано первое в Украине кино, оттуда раздался первый радиосигнал. Здесь был театр, сейчас звучит музыка, а будет еще студия звукозаписи (где сможет разместиться большой оркестр или хор) и музей.

Личное дело
Юрий Владимирович Янко окончил как дирижер-хормейстер Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу (1980), Харьковский государственный университет искусств им. И. Котляревского (1985);
как оперно-симфонический дирижер – Киевскую национальную музыкальную академию им. П. Чайковского (1991). В 1991-1994 годах – дирижер академического симфонического оркестра запорожской филармонии.
С 1994-го – дирижер ХАТОБ им. Н. Лысенко.

С 2001 года работает художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра харьковской филармонии. В 2004-м стал и ее директором. Занимается преподавательской деятельностью.

Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат международного конкурса Вахтанга Жордания.