9 сентября Харьков простился с главным режиссером, директором Харьковского государственного академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина Александром Барсегяном.

Это был великий педагог, талантливый администратор, гениальный режиссер, сильная личность и настоящий мужчина, говорят люди, которым посчастливилось работать, учиться и дружить с этим потрясающим человеком.

Сергей Бычко, председатель Харьковского Союза театральных деятелей:
– На сегодняшний день мы, наверное, еще не осознаем величины нашей утраты. Александр Барсегян был мотором театра, кафедры режиссуры, двигателем очень многих творческих процессов в Харькове. Он всегда был продолжателем великих традиций русского театра  в Украине – к сожалению, эту школу мы сегодня начинаем терять.

Александр Сергеевич проводил огромную общественную работу, играл ведущую роль в Союзе театральных деятелей – без его совета, рекомендации не принималось ни одно решение. Он считал, что необходимо чтить своих отцов, учителей, мастеров сцены, которые прославили театр русской драмы и весь город. Так, в прошлом году Александр Барсегян дал деньги на  восстановление могил своего учителя Леонтия Дубовика и основателя театра Александра Крамова.

Александр Сергеевич уделял огромное внимание молодежи – не только учил, но и давал центральные роли в спектаклях. Наверняка по всей Украине нет ни одного театра, где бы ни работали его выпускники.

Татьяна Веркина, ректор Национального университета искусств:
– Это невосполнимая потеря – ушел выдающийся мастер сцены, режиссер, потрясающий педагог, фантастический организатор театрального дела, настоящий учитель, уникальный коллега, человек высочайшей порядочности и высокого человеческого долга. Для университета, студентов, педагогов это огромная беда, потому что мы потеряли человека, олицетворяющего лучшее, что было в культурных традициях нашей страны.

Александр Сергеевич был замечательным человеком. Причем его удивительную человечность ощущали на себе и высокий чиновник, и студент, и театральная уборщица. Это был настоящий мужчина, рядом с которым близкие люди чувствовали себя как за каменной стеной.

Светлана Колыванова-Попеску, художественный руководитель балета ХНАТОБ им. Н. Лысенко:
– Буквально за неделю до смерти Александра Сергеевича я неожиданно нашла программку 1982 года, когда Харьковская область давала в Киеве концерт, посвященный 60-летию образования СССР, организатором и руководителем которого был Александр Барсегян. Я тогда танцевала «Умирающего лебедя» под аккомпанемент четырех арф – раньше такого никто не делал. А накануне концерта я попала в больницу, но старалась держать форму и непрерывно занималась. Тогда меня пришел навестить Александр Сергеевич и заявил, что я обязательно должна ехать в Киев и принять участие в концерте. И после выступления он подписал мне эту программку: «Это были минуты большой радости, когда вы танцевали в моем концерте. Ваш Александр Барсегян. Февраль, 1982 год».

Нина Логвинова, профессор Харьковского национального университета искусств им. Котляревского:
– Мое знакомство с Александром Барсегяном произошло в 1953 году. Я только пришла работать в театральный институт, а он его оканчивал. Помню, на пороге деканата  я столкнулась с очень красивым, стройным молодым человеком, который вежливо посторонился, уступая мне дорогу. И тут я услышала, как кто-то окликнул его: «Эй, Сашка-Барсегяшка, иди сюда!».

В Харьковский академический русский драматический театр в качестве главного режиссера  Александр Сергеевич пришел в 1975 году, там он и работал до последнего дня. Надо отдать ему должное: Барсегян умел держать труппу, воспитать единомышленников – он сохранил коллектив, даже когда сгорел театр. Александр Сергеевич арендовал помещение в клубе связи, где русская драма проработала много десятков лет. И то, что сейчас здание театра восстановлено – это его заслуга. Более того, он сумел создать особую атмосферу в этом театре, которая ощущается во всем, едва зритель переступает его порог.

Александр Барсегян был оригинален в выборе репертуара: умел сочетать высокую классику с бульварными пьесами, которые любят среднестатистические зрители. Он ставил Лермонтова, Горького, Чехова  и пьесы французского драматурга Рэя Куни, на которого публика шла с удовольствием. Театр им. Пушкина был одним из самых посещаемых  в нашем городе.

Перед смертью, когда он был уже тяжело болен, один из его актеров спросил: «А кто будет после вас?». И Барсегян ответил: «Не знаю... Но это будет уже другой театр».

Николай Осипов, художественный руководитель театра «Новая сцена»:
– Александр Сергеевич был моим учителем, он взял меня в институт, потом  в театр. Я считаю, что вместе с ним уходит целая театральная эпоха. Он поддерживал определенный культурный уровень, масштаб его личности в театральным мире был вне сомнения.

Он очень хорошо чувствовал людей. Помню, лет 15 назад был очень тяжелый период, когда многие театры, чтобы выжить, были вынуждены увольнять актеров, чтобы уменьшить количество ставок. Александр Сергеевич чуть ли не единственный в то время руководитель, который обратился к коллективу со словами: «Давайте мы попытаемся выжить все вместе». И люди пошли на то, чтобы всем снизили ставку, но сохранили коллектив.

Феликс Чемеровский, режиссер, руководитель еврейского камерного театра «Унзер винкл»:
– С Александром Сергеевичем мы были знакомы более 40 лет. Он, как настоящий капитан, вел свой корабль – театр им. Пушкина – сквозь бури, рифы и препятствия. И никакие политические игры, никакие веяния не могли сбить его с ног. Он не пошел на поклон ни к одной власти.

Александр Барсегян всегда оставался для меня человеком, на которого нужно равняться. Он первый в Украине поставил «Темп-1929» Николая Погодина, «Характеры» Шукшина (его не испугало его даже то, что Василий Макарович тогда был запрещен), «Мастера и Маргариту» Булгакова. То есть Александр Барсегян был одним из первооткрывателей, но при этом он всегда отмечал, что наш театр академический и для него было очень важно сохранить этот статус. У него был свой стиль, своя манера, свое лицо.

Александр Барсегян умер 7 сентября после продолжительной болезни.