На этой неделе в городских маршрутках стали массово появляться видеокамеры. С помощью техники автоперевозчики собираются контролировать работу водителей, а также планируют поднять качество предоставляемых услуг.

Харьковчане быстро оценили новшество.

– Поднимаемся, проходим по салону, – зычным голосом обращается водитель маршрутного автобуса № 61е к пассажирам на конечной остановке «Новый быт». Народ садится в маршрутку, передавая водителю деньги за проезд. Пожилая женщина протягивает водителю пенсионное удостоверение, дающее право на бесплатную поездку.

– Пожалуйста, в развернутом виде покажите документ в видеокамеру, – просит водитель пенсионерку.

Пассажирка явно удивлена. В недоумении покрутив головой, обнаруживает в углу водительской кабины видеокамеру и протягивает в ее сторону открытый документ.

– Первый раз такое вижу, – комментирует женщина.

После установки камер водители стали вежливее


Действительно, о том, что харьковские маршрутки оснащают камерами видеонаблюдения, знают далеко не все пассажиры.

– У меня две камеры – возле водительского места и в конце салона. Такие же по инициативе нашего владельца устанавливают и в других автобусах маршрута. Техника позволит контролировать и водителей – чтобы они не «половинили» выручку, и пассажиров, которые предъявляют фальшивые документы на льготный проезд, и в случае каких-то конфликтных ситуаций пригодится, – охотно рассказывает водитель маршрутки. – У меня, например, однажды пассажир драку затеял. Я его попросил покинуть салон, имел право. А он потом пожаловался, что его из автобуса вытолкнули. Мы долго разбирались, а с видео было бы все четко видно.

Новшество внедряется и на других городских маршрутах. В тот же день кореспондент «Вечернего Харькова» обнаружил видеокамеры на маршруте №140 (Центральный рынок – завод Керамических труб) и №202 (Центральный рынок – ул. Рудика), правда, далеко не во всех автобусах. А на некоторых новых машинах 11-го и 238-го маршрутов, например, камеры появились еще весной.

Кстати, поведение водителей маршруток, оснащенных новой техникой, разительно отличалось от такового у тех, кто пока ездит без «контролирующего ока». Первые неизменно вежливо и терпеливо объясняли льготчикам новые правила, стартовали с конечных остановок без задержек и оперативно давали сдачу. Вторые вели себя прямо противоположным образом.

Харьковчане не против видеонаблюдения


Большинство харьковчан одобряют нововведение.

– Пусть хозяева посмотрят, как их водители с пассажирами обращаются, – говорит пенсионерка Мария Петровна. – Да и спокойнее с видеокамерой как-то будет. А то слышала, что водители на маршрут пьяные выходят.

– Фактически перевозчики оплачивают проезд льготников из своего кармана, потому что государство почти ничего за них не дает. Может, если на видео будет доказательство точного количества «бесплатных пассажиров», государство решит, наконец, проблему, – надеется Юрий Владимирович, который несколько лет проработал водителем маршрутки.

И только один из более чем двух десятков опрошенных харьковчан высказался негативно.

– Я понимаю, когда видеокамеры устанавливают в аэропорту или в метро. Это стратегические объекты. Но в маршрутках это, по моему, перебор. Какой-то тотальный контроль получается, – возмущается студент Михаил.

Однако городские власти считают, что видеонаблюдение в наземном транспорте – это закономерный шаг на пути усовершенствования транспортной системы Харькова.

– Пока видеонаблюдение не является обязательным условием для осуществления пассажирских перевозок: установка камер – внутреннее решение перевозчиков. Но его можно только приветствовать, так как компании стремятся улучшить качество своей работы. Видеонаблюдение позволит контролировать техническое состояние транспорта, поведение водителей, сбор оплаты, соблюдение графика перевозок и многое другое, что является частью оптимизации городской транспортной системы, – уверен директор КП «Харьковпасс» Максим Мусеев.