Годы, когда исполком городского совета возглавлял Степан Николаевич Соколовский, вошли в историю Харькова множеством новостроек: жилых домов на Северной Салтовке и Рогани, театра оперы и балета, органного зала, тогда же была введена в эксплуатацию вторая очередь салтовской линии метрополитена.

Рассказом о неутомимом градоначальнике «Вечерний Харьков» продолжает серию публикаций о почетных гражданах нашего города.

День города привез из Милана



В 1987 году председателя Харьковского горисполкома Степана Соколовского пригласили на встречу мэров крупных городов мира в Милане (Италия). Украинский мегаполис со своим метрополитеном, мощным военно-промышленным и космическим комплексами, развитой наукой очень интересовал зарубежных коллег. На встрече обсуждались вопросы жилищно-коммунального хозяйства, утилизации все возрастающих объемов мусора. В Харькове  проблема эта остро не стояла. Тогда уже работал мусоросжигательный завод, построенный по разработкам харьковских проектировщиков и специалистов. И в этом плане Степан Николаевич  ничего нового на встрече не услышал. Но установленные контакты, проявленный к Харькову интерес коллег помогли существенно расширить международные связи. Именно там были достигнуты первые договоренности, а потом подписаны протоколы о партнерстве с Цинциннати (США) и Нюрнбергом (ФРГ). Оттуда «родом» и идея Дня города, который впервые по решению городского совета провели 20 сентября 1987 года.

Годы, когда исполком городского совета возглавлял Степан Николаевич Соколовский, вошли в историю Харькова множеством новостроек. Началась застройка Северной Салтовки и Роганского жилого массива, возводились монолитные дома на пр. Победы, гостиницы «Киевская» и «Экспресс», театр оперы и балета, поликлиника на ул. Мира, были открыты органный зал и новые школы, введена в эксплуатацию вторая очередь салтовской линии метрополитена, проложена троллейбусная линия по ул. Роганской и др.

В городе мог быть свой ВДНХ



Совет Министров УССР утвердил Генеральный план развития города до 2005 года. Был разработан проект охранных зон исторического центра, практически отселены жильцы из подвальных и аварийных домов.      

Специалисты считали, что население города к 2005 году возрастет до 1 млн 900 тысяч, и потому намечалось прежде всего завершить застройку Алексеевского, Салтовского, Роганского массивов и Южных Пятихаток, выйти на Дергачи, реконструировать Леваду, Журавлевку, Павловку, Холодную гору. Предусматривалось широкое развитие всех отраслей коммунального хозяйства, транспорта, сооружение двух  междугородных автовокзалов на въезде в город, новых линий метрополитена. Число станций должно было достичь 35.  Намечалось также строительство народного театра на 900 мест, театра сатиры на 1000 мест, филармонии на ул. Сумской, кинотеатров, концертных залов. Планировалось создать историко-музейный центр и этнографический музей, зоопарк и ВДНХ севернее поселка Жуковского на Курочкиной горе и др. Не все из намеченного  удалось  осуществить. Но  этот Генеральный план дал возможность отказаться от  чуждой Харькову линейной гигантомании с многокилометровыми проспектами и вернуться к исторически сложившейся радиальной концепции развития города.  

День начинался со службы 005


Степана Соколовского по праву считали в области хозяином строек. Его профессионализм, опыт, организаторские способности, знания проявлялись не только в повседневной работе. В кризисные моменты он брал ответственность на себя и четко знал, что и как надо делать, какие специалисты и техника  понадобятся для решения проблемы, какие организации ими располагают. Сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, в первые дни мая 1986 года, в Харькове были сформированы сводный отряд и строительный поезд, выехавшие в зону Чернобыля. А через два года так же быстро  и с полным снаряжением харьковчане прибыли на помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.  Вернувшись в Харьков, члены этого отряда создали первую в СССР оперативно-спасательную службу. Тогда же в горисполкоме начала работать  и первая в стране информационная служба 005 – прообраз нынешней 15-62.

Именно с сообщений ее дежурных начинал свой рабочий день председатель исполкома  городского совета народных депутатов Степан Соколовский. Инженер-строитель, он прошел все ступеньки –  от мастера, прораба до управляющего трестом. Строил дома и промышленные объекты в Сибири, а потом  в Купянске, Лозовой, Балаклее, Барвенково, возглавлял отдел строительства обкома партии. Но главным своим достижением Степан Николаевич считает участие в разработке и утверждении на выездном заседании Совмина УССР в Харькове Генерального плана развития города до 2005 года, завершение строительства театра оперы и балета, реконструкцию ул. Клочковской, развитие новых микрорайонов. Тогда ежегодно исполком распределял среди жителей города около 12 тысяч квартир, строили по пять-шесть объектов здравоохранения и до десяти объектов дошкольного и школьного образования, быта.

– До сих пор мне снятся эти стройки, – признается Степан Николаевич.

Из досье «ВХ»
Степан Николаевич Соколовский (1942 г. р.).
Руководитель группы института «Тяжпромэлектропроект». Заместитель заведующего, заведующий отделом строительства Харьковского обкома Компартии Украины – 1983-1986 гг. Председатель Харьковского горисполкома – 1986-1990 гг.
Награжден орденом Дружбы народов.