6 мая легендарному харьковчанину, получившему звание Героя Советского Союза в 21 год, Николаю Андрейко исполнилось бы 90 лет.

Звание Героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» Николай Матвеевич получил за подвиг в 1943 году во время форсирования Днепра... 23 августа 1999 года его имя внесено в Книгу почетных граждан города Харькова. В ближайшие дни на доме № 2 по Московскому проспекту, где жил герой, будет открыта мемориальная доска.

В то октябрьское раннее утро густой туман окутал Днепр. Накануне всю ночь бойцы батальона в ближайшем лесу готовили плавсредства. 193-я стрелковая дивизия 65-й армии Центрального фронта, в которой служил старший телефонист Николай Андрейко, получила приказ с ходу форсировать Днепр под Лоевом Гомельской области. Враг на противоположном высоком берегу превратил свои позиции в крепость. Потерпев поражение на Курской дуге, гитлеровцы всеми силами пытались остановить наступление наших войск.

Вечером в батальоне прошел митинг. Командир дивизии разъяснил обстановку и поставил задачу: «Перед нами Днепр – великая река трех народов, за ним Правобережная Украина, Белоруссия. Нас ждут наши матери, дети… Давайте поклянемся, что завтра мы будем на правом берегу. Кто готов идти первым? Выйти из строя!..» Все 350 бойцов шагнули вперед.

Сутки удерживали этот пятачок


Первыми приказ преодолеть широкий Днепр и закрепиться на правом берегу получили связисты. На пяти бревнах, связанных ветками, закрепили катушку с кабелем, и, как только ударили «катюши», Николай Андрейко, Иван Будилин и Федор Шорохов оттолкнулись от берега. Под прикрытием артиллерии добрались до середины реки. Николай успел распустить кабель, чтобы тот ушел на дно и не было порывов.

А потом начался ад. Фашисты вели шквальный огонь. Снаряды сыпались со всех сторон, вздымая фонтаны воды. Маленький плот швыряло из стороны в сторону. Саперными лопатками они гребли, стараясь как-то маневрировать между разрывами. От одного из них плот развалился. Трое смельчаков оказались в воде. Уцепившись за бревна, гребли к берегу. Увидели, что за ними прорываются к берегу лодка и еще один плот. Это придало сил. Все трое доплыли до мели, выбрались незаметно для окопавшихся фашистов и забросали их гранатами. Подоспевшие товарищи с боем продвигались по траншее, а Николай установил связь.

– Мы на берегу, – доложил он командиру.

– Закрепляйтесь. Удержать плацдарм до подхода основных сил, – прозвучал приказ.
Заняв около ста метров вражеской траншеи, 11 бойцов в течение суток удерживали этот пятачок, корректируя огонь артиллерии. Наутро наши части форсировали Днепр.

Спасла... похоронная команда


На следующий день, когда батальон гнал врага от Днепра, за спиной Николая разорвался снаряд. Это было третье его ранение. С июля 1941 года комсомолец Николай Андрейко – бывший модельщик завода им. Коминтерна (ныне им. В. Малышева) – воевал под Севастополем, Воронежем, на Курской дуге, форсировал Десну, Сож, Днепр. После ранений оба раза возвращался в строй. После третьего его сочли убитым. В спешке наступления, не разобравшись, решили похоронить. Только внимательность одного из бойцов похоронной команды, заметившего в парне признаки жизни, спасла Николая.

В полевом госпитале узнал, что ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вначале не поверил, потом показали газету «Правда» с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года о присвоении высокого звания. Почти год врачи боролись за его жизнь. Один госпиталь сменял другой. Высокий Тополь, Тула, Ижевск и, наконец, родной Харьков. Не раз возникала необходимость ампутации руки, но он и здесь не ушел с завоеванного плацдарма. Не дал. Пережил несколько операций. Руку сохранили, но осколки навсегда остались в теле солдата. В харьковский госпиталь к нему приехал представитель Военного совета и вручил Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. Николаю шел тогда 22‑й год.

Получал награды и в мирное время


Вернуться к любимому делу модельщика искалеченная правая рука не позволяла. Николай Андрейко пошел учиться. Окончил планово-экономический техникум и почти полвека проработал на родном заводе им. В. Малышева. Был экономистом, начальником бюро труда и зарплаты цеха. О том, как трудился Николай Матвеевич, говорят его послевоенные награды – орден Трудового Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого II ст.

В 1973 году командование воинской части пригласило ветеранов на празднование 30-летия дивизии, их повезли по местам боев. Но на тот пятачок, где сутки держали оборону 11 бойцов, Николай Матвеевич поехать не смог. Пережить еще раз те долгие часы у него не хватило бы сил. Тогда же узнал, что его карабин и телефонный аппарат переданы в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи СССР, где представлены в экспозиции «Оружие». До последних дней герой часто встречался с молодежью.

– Каждый мужчина должен быть готов защитить свою страну, ее честь, – говорил он. – Мы освобождали свое Отечество, воевали за свободу родной земли. В 1943-м на том отвоеванном у врага пятачке днепровского берега я думал не о наградах, хотелось скорее прогнать фашистов с нашей земли.

Николай Матвеевич активно работал в комитете Международного союза ветеранов войны и вместе с побратимами добивался присвоения Харькову звания «Город воинской славы».

Из досье «ВХ»
Николай Матвеевич Андрейко (годы жизни – 1922–2008).
Герой Советского Союза. Начальник бюро организации труда и заработной платы завода им. В. Малышева. Член Харьковского областного комитета Международного союза ветеранов войны. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 ст., Трудового Красного Знамени, Богдана Хмельницкого II ст.