Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец.
Кроме того, гость «Вечернего Харькова» – заведующая лабораторией исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства, руководитель фольклорного коллектива «Муравский шлях».
«Друга Пречиста – старостiв несе нечиста»
– Галина Васильевна, здравствуйте. Меня зовут Сергей. Когда на Слобожанщине традиционно игрались свадьбы?
– Сватать девушек начинали после сбора урожая – начиная с 21 сентября. Была даже такая поговорка: «Друга Пречиста – старостiв несе нечиста». А свадьбы игрались вплоть до Пилипа (Филипповского поста), который наступает 28 ноября. Зимой – после Рождества и до начала Великого поста.
– Интересно, а как проходило сватанье? До того, как заслать сватов, парень делал девушке предложение?
– Предложение, конечно, тогда никто не делал. Молодые знакомились на посиделках, на уличных гуляньях и там определялись в симпатиях друг к другу. Но играла роль и экономическая сторона вопроса – семьи побогаче старались заполучить невестку из соответствующей семьи. Поэтому случались сватанья и без взаимных симпатий парня и девушки. Однако в украинской свадьбе несогласная невеста вполне могла преподнести парню гарбуз в качестве отказа. Поэтому сваты приходили в дом невесты поздним вечером: чтобы если что не так – селяне этого не видели.
В роли сватов выступали женатые пожилые мужчины – родственники жениха: дядьки, деды. Пожаловав в дом невесты, напрямую: «Отдайте вашу Оксану за нашего Ивана» – родителям девушки не предлагали. Для этого существовали ритуальные фразы. Например: «У вас есть телочка – у нас бычок...» или «У вас куница – у нас охотник...» Невеста при этом стояла у печи и молча ковыряла штукатурку, что должно было свидетельствовать о ее смущении...
Причем согласие девушки спрашивалось обязательно. Прямо девица, конечно же, не отвечала – обращаясь к своим родителям, говорила: «Ну, я не знаю, как вы скажете...» – что означало: девка, в общем-то, не прочь.
В дом невесты сваты обязательно приходили с хлебом и магарычом. При благоприятном исходе семьи обменивались хлебами, потом садились за стол – выпить и закусить. Кроме того, дав согласие, невеста должна была перевязать сватов собственноручно вышитым рушником.
Каравай пекли только благополучные женщины
– Галина Васильевна, здравствуйте. Меня зовут Марина. Современные свадебные церемонии, как правило, ориентированы на западноевропейские традиции. А какие старинные слобожанские свадебные обряды дожили до наших дней?
– Сегодня, действительно, то, что раньше было привычным, нынче воспринимается как нестандартное.
Например, нередко современную городскую свадьбу украшает каравай, во все времена считавшийся символом щедрости и благополучия, который делился на всех гостей. Пеклись также шишки, причем тесто старались сделать самым сдобным, самым сладким, самым пышным. Украшался каравай не только выпеченными цветами и листочками, как сегодня, но и шишечками, голубками, лебедями и обязательно – веточкой красной калины. Пекли его нанятые женщины, которые несли на себе печать благополучной судьбы – замужние, обязательно с детьми. Считалось, что если к этому магическому действу приложит руку женщина с несчастливой женской судьбой, то передаст свое несчастье невесте.
Жив до сих пор и присущий нашей славянской культуре обрядовый элемент выкупа молодой. Кроме того, сегодня довольно привычной является картина, когда молодых, выходящих из подъездов современных многоэтажек, мать посыпает зерном, конфетами, мелкими монетами...
– Ну, мне бы не понравилось, если по моей голове стучали бы копейками...
– Вы знаете, как руководитель фольклорного коллектива «Муравский шлях», которому часто приходится выступать на современных свадьбах, скажу: молодежь все чаще интересуется народным колоритом. Некоторые невесты даже соглашаются в процессе свадьбы снять фату и покрыть голову платком – символрм перехода в статус замужней женщины.
Надо сказать, фата стала свадебным атрибутом невесты лишь в середине 20-го столетия. А традиционно голову молодой украшал яркий пышный венок с огромным количеством разноцветных лент. Именно он был символом девичества и менялся на женский головной убор – нарядный платок – в конце свадебного гулянья. И косу девушка в последний раз заплетала именно на свадьбе. После замужества такую прическу она себе позволить не могла. Кстати, в старые времена девушкам с непокрытой головой и распущенными волосами разрешалось даже заходить в церковь.
Шея девушки не должна быть голой
– Добрый день, меня зовут Светлана. Галина Васильевна, а в чем в старину наши девушки выходили замуж?
– Вплоть до середины 20-го века невесты выходили замуж в праздничных народных костюмах – ярких и красивых. Поверх одежды подпоясывались рушником, на голову надевали венок, а на шею – множество украшений: нитки коралловых, янтарных, серебряных бус – шея девушки ни в коем случае не должна была быть голой. Еще было такое украшение, как дукач – монета (обычно царский рубль, в старину австрийский дукат), особенным образом украшенная серебряными, золотыми бантами, камнями, которую надевали на шею на ленточке или шнурочке, как крестик. Уши украшали золотыми или серебряными сережками. Вот на это семья невесты непременно старалась накопить – можно было без сапог выйти замуж, но обязательно – с дукачом на шее...
– А как же белое свадебное платье?..
– Я огорчу современных невест: в нашей украинской культуре белое всегда было символом сиротства. Именно сирота, выходя замуж, во-первых, не должна была надевать ничего красного, особенно это касалось лент. А во-вторых, сиротский венок был исключительно белым.
– А какие элементы были характерны для наряда жениха?
– У него на руке была повязана хустка – маленький красивый платочек, который вышивала для него невеста и повязывала ему еще на сватанье. А шапку непременно украшал цветок. Причем это оформлялось как обряд: жених приезжал за невестой без этого украшения, девушка отрезала цветок от своего свадебного веночка, а сестра невесты пришивала его на шапку жениху и... требовала за это выкуп.
Чем заняться на девичнике?
– Добрый день, меня зовут Альбина. Галина Васильевна, сегодня популярными стали мальчишники и девичники перед свадьбой. Ни одна голливудская мелодрама без них не обходится. Устраивались ли у нас такие мероприятия в старину?
– Девичники, конечно же, были, но они кардинально отличались от голливудского варианта. Назывались они «девич-вечер», и функция у них была особая – невеста с подружками должна была приготовить свадебное дерево – «гильце», очень похожее на современную новогоднюю елку. Сосна либо вишня около метра высотой украшалась конфетками, сделанными собственноручно бумажными цветами, обматывалась тестом. Этот девичий символ потом хранился в доме невесты или по веточке раздавался гостям на свадьбе...
– В общем стриптизера на девичник не приглашали...
– Не приглашали, но... Иногда в конце девичника «на гильце» (он еще и так назывался) приходил молодой с музыкантами. Молодежь общалась, пела песни, сыпала шутками-прибаутками... А вот мальчишники у нас не практиковались.
– Добрый день. Меня зовут Евгения. Галина Васильевна, бабушка рассказывала, что раньше существовал какой-то особый обряд приглашения на свадьбу...
– В старину молодые не посылали пригласительные открытки, как это принято сейчас. Невеста в сопровождении подружек лично ходила к каждому из гостей, кланялась, от своего имени и своих родителей приглашала на свадьбу и вручала свадебные шишки. Эта великолепная традиция еще сохранилась в наших селах...
Крестному – «сова», а крестной – «борона»
– Галина Васильевна, Анна Сергеевна беспокоит. Есть ли какие-то свадебные традиции, которые могли бы украсить современную церемонию, но были незаслуженно забыты?
– Безусловно. Например, о таком обрядовом элементе, как свадебный калач, сегодня, к сожалению, мало кто знает.
На Слобожанщине обязательно готовили специальные девичьи хлебные изделия. На столе перед невестой ставился свадебный калач, «дывень», который являлся девичьим символом. Его, в отличие от каравая, не резали и гостям не раздавали – после свадьбы невеста уносила его с собой в дом мужа. И разламывался он только через год совместной жизни. Украшался калач по-особенному – его окручивали красными ниточками, ленточками, втыкали в него острые веточки, то есть он выполнял функцию еще и охранного символа.
Калач участвовал и в свадебных обрядах: когда жених в первый раз заходил в дом, где его ожидала невеста перед тем, как ехать к венцу, дружки накрывали ее нарядным платком и наклоняли над этим калачом. Девушка должна была смотреть только на хлеб, и задача жениха была растормошить ее, раскрыть, поднять на него глаза.
Специально для крестного и крестной невесты пеклись «сова» и «борона» соответственно. Иногда «борона» предназначалась для матери невесты, мол, теперь она остается без дочки и ей предстоит самой вести хозяйство.
Была и еще одна потрясающая, именно харьковская, традиция – невеста перед свадьбой готовила так называемые «риски», или «дивування», – полосочки сдобного теста, которые наматывались на веточки, украшались цветами, конфетами, лентами. Раздавали их либо каждому из гостей, либо только подружкам невесты. Это была своеобразная аналогия современному бросанию букета невесты.
– Так что же получается, бросать «букет невесты» – это не наша традиция?
– Конечно, нет. Но букет на слобожанской свадьбе все же был – только не в руках невесты. Держала его «світилка» – маленькая девочка, как правило, со стороны жениха, например его младшая сестричка. Этот букет назывался «венчальный», потому что в его основу помимо цветов входили еще и две венчальные свечи. Конечно же, его никуда не бросали, наоборот – очень берегли и потом хранили в том доме, где жила молодая пара.
Букет играл важную роль на свадьбе, с ним проводились магические обряды: свечи зажигали в определенный момент, под специальную песню и смотрели, как они горят. Не дай Бог, чтобы свечи потухли – тогда счастья молодой семье не видать...
Личное дело
Лукьянец Галина Васильевна.
Родилась 10 апреля 1966 года в Харькове.
1985–1990 гг. – Харьковский государственный институт искусств им. И. Котляревского, специальность – музыковед, преподаватель.
1991–1997 гг. – преподаватель музыки в СОШ № 22 г. Харькова, руководитель школьного детского фольклорного ансамбля «Тропинка».
С 1993 г. по настоящее время – руководитель фольклорного ансамбля «Муравский шлях».
1997–2001 гг. – ведущий методист по фольклору отдела народного творчества ХОЦНТ.
2001–2004 гг. – главный специалист управления культуры ХОГА.
2004–2008 гг. – директор ООО «Кинотеатр им. Орджоникидзе».
2008–2011 гг. – ведущий методист лаборатории нематериального культурного наследия.
С 2011 г. и по настоящее время – заведующая лабораторией исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства.
Есть взрослая дочь. Увлекается народной этнографией, любит путешествовать и с удовольствием проводит время на даче.
Родилась 10 апреля 1966 года в Харькове.
1985–1990 гг. – Харьковский государственный институт искусств им. И. Котляревского, специальность – музыковед, преподаватель.
1991–1997 гг. – преподаватель музыки в СОШ № 22 г. Харькова, руководитель школьного детского фольклорного ансамбля «Тропинка».
С 1993 г. по настоящее время – руководитель фольклорного ансамбля «Муравский шлях».
1997–2001 гг. – ведущий методист по фольклору отдела народного творчества ХОЦНТ.
2001–2004 гг. – главный специалист управления культуры ХОГА.
2004–2008 гг. – директор ООО «Кинотеатр им. Орджоникидзе».
2008–2011 гг. – ведущий методист лаборатории нематериального культурного наследия.
С 2011 г. и по настоящее время – заведующая лабораторией исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства.
Есть взрослая дочь. Увлекается народной этнографией, любит путешествовать и с удовольствием проводит время на даче.