Год назад ушел из жизни известный и любимый многими харьковчанами режиссер Александр Барсегян.

Почти сорок лет он возглавлял Харьковский русский драматический театр им. А.С. Пушкина. На этой сцене он поставил более ста спектаклей. В 2006 году Александру Сергеевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова».

В Министерстве обещали недолгую командировку


После премьеры «Молодой гвардии» режиссера киевского ТЮЗа Александра Барсегяна вызвали в Министерство культуры Украины и сказали, что нужно ехать в Харьков – главным режиссером русского драматического театра. Что именно его – выпускника Харьковского театрального института – выбрал первый секретарь обкома. Никакие доводы о предстоящих гастролях, начатой работе над новыми спектаклями, о жене и сыне приняты не были: «Рассматривайте это направление как краткосрочную командировку. Год - два… Поднимите театр – вернетесь».

Это было в 1975 году. Он ставил актуальные пьесы – «Открытие», «Темп.1929», «Характеры»… О них сразу заговорили, актеров заметили, появились премии, награды… Началась работа над Шекспиром. Готовились к гастролям в Киеве и Москве. Но в марте 1978 года вспыхнул пожар. От русского драматического театра остались одни руины. Репетировать пришлось в уцелевшей части здания за сценой, а спектакли давали в ДК работников связи. У него не было никаких обязательств перед городом, можно было возвращаться в Киев.

– Но как я мог уехать и бросить в беде коллектив, поверивший мне? – говорил позже, словно оправдываясь, Александр Сергеевич. – Мы оказались квартирантами в «квартире», не приспособленной для нашей работы – без нормальной сцены, оборудования, зрительного зала. Харьковчане прощали нам неудобства Дворца культуры, бедность интерьеров и благодарили за то, что мы есть. Мы репетировали в помещении с дырами в потолке, через которые зимой залетал снег, а весной и осенью лил дождь. Но готовили спектакли и премьеры, нас приглашали на фестивали и гастроли. И каждый вечер нас ждали зрители. Мы – люди, посвятившие себя служению театру, а не рабочему месту. Вот это, наверное, и помогло выстоять. За 25 лет «квартирантства» не ушел ни один актер, наоборот, добавились молодые.

Здание предлагали взорвать


В первые годы после пожара обком обещал возвести для театра новое грандиозное здание где-нибудь на Павловом Поле или на Салтовке. Проектов было много. А он настаивал на возрождении привычного и дорогого харьковчанам дома на ул. Чернышевской.

– Это невозможно! Надо взорвать остатки и расчистить территорию, – говорили ему.
Он не дал этого сделать.

Как-то после «Поминальной молитвы» к нему подошли молодые люди – представители одной из харьковских фирм во главе с ее президентом Александром Горовых и сказали, что могут взяться за восстановление театра в составе культурно-делового центра. Они убедили Александра Сергеевича в том, что соседство банков поможет быстрее возродить театр. Руководители Харькова и области: мэр Евгений Кушнарев и губернатор Александр Масельский поддержали идею. Позже стало понятно, что силами одной фирмы не обойтись, подключились архитектурные мастерские, мощное АО «Жилстрой-1».

Новоселье пришлось отложить


Работа не раз останавливалась из-за отсутствия средств. Можно было, поднапрягшись, всем миром закончить реконструкцию старого корпуса на улице Чернышевской к 200-летию А. С. Пушкина и отпраздновать новоселье. Но тогда бы пришлось свернуть работы в новом корпусе, где намечалось разместить репетиционный зал, гримерные, мастерские, административные помещения – все то, что должно создать коллективу нормальные условия для работы и творчества. Трудное решение отложить новоселье до полного завершения всего комплекса принимали сообща: городской голова Михаил Пилипчук, директор театра Александр Барсегян и председатель правления АО «Жилстрой-1» Александр Харченко.

Этот день наступил в октябре 2003 года. Александр Барсегян отметил возвращение в родной дом спектаклем о Пушкине, имя которого носит театр.

– В сердце каждого режиссера есть свой театр, – говорил Александр Сергеевич. – В моей жизни были разные театры. Но ближе нашего, пушкинского, нет. Сколько я поставил спектаклей, никогда бы не придумал той ситуации, в которой оказался сам. Оглядываясь назад, думаю: случилось то, что случилось. Я не властен что-то изменить. Но по профессии я мог быть только режиссером. Надо жить, чтобы отдавать людям то, что получил, что знаешь, что умеешь.

Из досье «ВХ»
Александр Сергеевич Барсегян (1929–2011 гг.). Главный режиссер и художественный руководитель Харьковского академического русского драматического театра им. А. Пушкина. Народный артист Украины. Заслуженный деятель искусств Украины. Профессор Харьковского университета искусств им. И. Котляревского. Член-корреспондент Академии искусств Украины. Лауреат премий им. М. Крушельницкого, им. И. Марьяненко, им. Ленинского комсомола. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги» III степени, медалью А. С. Пушкина (Российская Федерация).