Гость «Прямой телефонной линии» – заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Игорь Шурма.

Пациентов будут ждать во всех многопрофильных стационарах


– Здравствуйте, Игорь Михайлович. Меня зовут Алла Михайловна. Расскажите, пожалуйста, а в чем суть реформирования скорой помощи?

– В связи с принятием Закона «Об экстренной медицинской помощи», подписанного президентом 5 июля, во всех областях началась работа по реформированию системы скорой медицинской неотложной помощи и созданию структур экстренной медицинской помощи. Эта помощь будет базироваться на существующей системе скорой неотложной медицинской помощи, но в ней будут дополнения. Сама система управления экстренной помощи переходит на областной уровень. Это означает, что все вызовы и из города, и из районов области, и из сел, и с автотрасс будут поступать в единую диспетчерскую службу. Экстренная медицинская помощь будет синхронно действовать с МЧС, милицией. Звонки будет поступать по двум каналам: по телефонам «103» и «112».

– А как будут работать с пациентом приехавшие по звонку бригады?

– Приехав к больному, бригады экстренной, как и скорой помощи, обязаны предоставить экстренную медицинскую помощь, минимизируя риски угрозы жизни и ухудшение состояния здоровья больного, и доставить в медицинское учреждение.

– И еще, если позволите, вопрос: куда теперь будут поступать больные?

– Мы уже привыкли, что в Харькове экстренную помощь оказывает единственный стационар -- больница скорой неотложной помощи. По новому закону экстренную медицинскую помощь обязаны оказывать в каждом лечебном многопрофильном заведении. Любой стационар, который считается многопрофильным, будет иметь у себя соответствующее отделение. Принять карету скорой помощи обязаны будут, например, даже радиационный стационарный диспансер или госпиталь для ветеранов войны. А при возникновении острой и неотложной ситуации такую помощь будут оказывать в и ближайшем медучреждении. В созданные отделения экстренной медицинской помощи человек поступит для более детального обследования и экстренной помощи, а дальше, если понадобится лечение, пациента направят в профильные отделения.

– Здравствуйте, Игорь Михайлович. Меня зовут Светлана. Слышала, работа скорой помощи будет меняться. Скажите, пожалуйста, а когда начнутся перемены?

– Внедрение Закона «Об экстренной медицинской помощи» начнется с 1 января 2013 года, но любые новации не должны навредить пациентам или создать им неудобства. Но чтобы закон заработал, прежде всего необходимо внести изменения в 14 действующих законов Украины, чтобы можно было говорить, например, о юридической ответственности за несвоевременный приезд машины экстренной помощи.

– Добрый день, Игорь Михайлович. Вам звонит Наталья. Скорая помощь готовится к большим переменам. А готов ли к ним Харьков?

– За последнее время мы в Харькове уже сделали определенные наработки, не доступные многим городам. В Харькове в 82% случаев автомобили скорой и неотложной помощи приезжают к пациенту в течение 10 минут. Но президент через новый закон ставит задачу перейти к следующему стандарту: 100%-ному 10-минутному прибытию к пациенту в городе и в пределах 15-20 минут в сельской местности. При этом нужно учесть, что скорая должна доехать в указанное время с достаточным ресурсом лекарственных средств и медикаментов, чтобы предоставить ему полноценную медицинскую помощь. С введением закона об экстренной медицинской помощи и после перевода финансирования на областной уровень полностью изменится и ситуация с финансированием этой службы.

– Игорь Михайлович, а где после реформирования будут базироваться автомобили неотложной помощи? Нынешние подстанции будут ликвидированы?


– Сейчас в Харькове десять подстанций скорой помощи, автомобили должны где-то базироваться, и на сегодняшний день есть два варианта: или передать на областной баланс абсолютно весь ресурс скорой помощи, оставив автомобили там, где они есть сейчас, или разместить в лечебных учреждениях. Выбор варианта зависит от решения сессии Харьковского облсовета.

Районам области нужны реанимобили


Добрый день, Игорь Михайлович. Вам звонит Ирина. Скажите, пожалуйста, а что означает для пациента создание экстренной медицинской помощи?

– Переход на экстренную медицинскую помощь ставит целью своевременный приезд и предоставление медицинской помощи. Экстренная помощь должна быть профессиональной, а значит, хорошо укомплектованной. Но это улучшение не придет на следующий же день после введения закона. Чтобы заработала система, первое, что нам нужно сделать – закупить автомобили. Последние машины покупали в 2007 г. (70 единиц), в 2008 и 2009 гг. (около 20 ед.). Но за это время «газели» прошли по 300-400 тысяч км, а это уже ресурс для машин, когда они начнут выходить из строя. Из городского бюджета нет возможности выделить на них средства, кроме того, реанимобили должны быть не только в городе, но и в областных учреждениях, и в межрайонных центрах. Для экстренной медицинской помощи понадобятся как минимум около 15 реанимобилей высокого класса для города и области. УАЗы для экстренной помощи к условиям сельского бездорожья не приспособлены, но их можно заменить беспроводными «газелями».

– Здравствуйте. Игорь Михайлович? Меня зовут Лена. У меня такой вопрос. Слышала, что экстренная помощь, извините за сленг, будет круче, чем скорая помощь. Но, надеюсь, она будет бесплатной?

– Пока действует ст. 49 Конституции Украины, речь не идет о создании структур, которые будут взымать деньги. По большому счету, во всех наших коммунальных учреждениях медицинскую помощь должны оказывать бесплатно. Помощь, оказанная бригадами или отделениями экстренной медицинской помощи, будет бесплатной для людей.

Поликлиники будут оснащать оборудованием


– Добрый день, Игорь Михайлович. Меня зовут Татьяна. Я о наболевшем. Скажите, пожалуйста, в чем функции семейного врача? Объясню ситуацию. У моего отца случился инсульт, вызвали семейного врача, он пришел один раз и больше за восемь месяцев не появлялся. Ходить в поликлинику отец не в состоянии – вместо него ходит моя мама: описывает симптомы, и по ее рассказам врачи выписывают отцу назначения. Должна ли так выглядеть семейная медицина?

– Институт семейного врача требует усовершенствования. Если откровенно – семейный врач более функционален именно в сельской местности. Хотя случаи недобросовестного отношения врача к пациенту – для меня не новость. Но в любой отрасли всегда есть профессионалы, которые качественно выполняют свои обязанности, а есть люди, для которых работа – только ремесло. В конкретной ситуации, если семейный врач приходит к больному и видит сложную ситуацию с угрозой для жизни человека – он должен тут же направить его на стационарное лечение: либо в больницу, либо на дому, когда персонал приходит к больному и выполняет процедуры. Если врач не предложил стационарное лечение вашему отцу – значит он не выполнил свои обязанности, и вы можете обжаловать его действия. За отказ от предоставления медицинской помощи врач привлекается к уголовной ответственности.

– А как лучше поступить, чтобы помочь отцу?

– Вы должны обратиться к заместителю главврача по поликлинической работе центральной больницы. Думаю, будет определен формат прикрепления врачей к пациенту. А еще совет: подойти к главе райадминистрации – он поможет решить вашу проблему.

– Добрый день, Игорь Михайлович. Вас беспокоит Элеонора Ильинична Городецкая. Несколько лет назад у нас была очень хорошая служба дежурного врача: ему можно было позвонить по телефону и получить квалифицированную консультацию. Как вы на это смотрите?

– Двояко. Я считаю, что, не видя перед собой больного и только общаясь с пациентом по телефону, нельзя дать консультацию. По телефону человек не всегда адекватно может рассказать о состоянии пациента. Хотя какой-то резон в этом предложении, возможно, есть, и,насколько мне известно, на всех станциях скорой помощи должен быть дневной врачебный прием, так что по телефону «103» человеку не откажут в консультации. Но лично я не одобряю такой схемы помощи. Пациента должен увидеть врач и только после этого выписать назначение.

– Добрый день, Игорь Михайлович. Вас беспокоит Николай Петрович. Меня волнует, что все силы брошены на скорую неотложную помощь, но наших людей интересует состояние дел в поликлиниках.

– Сейчас люди почти не обращаются в поликлиники, поскольку сегодня они не вызывают доверия у населения. Анализы, рентген, кардиограмму, физиотерапию – бесплатно не сделаешь. Необходимо укреплять первичное звено. В прошлом и в этом году мы на 100% обеспечим все поликлиники рентгеноаппаратами, и люди могут уверенно требовать бесплатного рентгенообследования в любой поликлинике. До конца этого года мы планируем обеспечить физиотерапевтическими кабинетами все поликлиники центральных районных больниц области. Если мы каждый год будем системно оснащать поликлиники оборудованием – через 4-5 лет туда снова пойдут люди. А когда поликлиники заработают в полную силу, мы снимем нагрузку с экстренной медицинской помощи. Что, в свою очередь, влияет на скорость прибытия экстренной помощи к пациенту. Сегодня же скорая выполняет несвойственные ей функции. В Москве, например, занимаются не стационарами, а поликлиниками: оснащают их УЗИ, ретгенологичным оборудованием, даже ставят в поликлиниках томографы.

Личное дело
Игорь Михайлович Шурма родился 26 сентября 1958 года во Львове. Окончил Львовский государственный медуниверситет и Национальную академию государственного управления при президенте Украины по специальности «Магистр государственного управления».
1975--1976 гг. – фрезеровщик на Львовском заводе электроизмерительных приборов.
1980--1982 гг. – санитар в Львовской городской клинической больнице скорой помощи.
1982--1983 гг. – врач гигиены питания в Хустской райСЭС; потом – старший лаборант в лаборатории синтеза кафедры фармацевтической химии львовского мединститута.
1986--1995 гг. – доверенный врач ЦК профсоюза медработников Львовского обкома профсоюзов.
1995--1996 гг. – заведующий оптово-розничным магазином «Медтехника».
1996--1998 гг. – директор СПТоОО «Декада-Львов».
1998--2001 гг. – начальник отдела планирования учета и кадровой подготовки управления охраны здоровья Львовской ОГА.
2002--2006 гг. – народный депутат Украины IV созыва.
2005--2006 гг. – заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья, материнства и детства, представитель парламентской делегации Украины в ОБСЕ.
С июня по сентябрь 2006 года – советник харьковского городского головы по гуманитарным и социальным вопросам, затем – вице-мэр–директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов.
С 13 апреля 2010 года – вице-губернатор Харьковской области.
Награжден орденом «За заслуги» III степени, Почетной грамотой Кабинета министров Украины, Почетной грамотой Верховной Рады.
Женат, имеет двоих сыновей и троих внуков. Хобби – работа.