День танкистов, 9 сентября, в Харькове отметили тысячи людей: танкостроители, военнослужащие, студенты и курсанты, ветераны войны и труда.

Всю жизнь посвятил бронетехнике и Герой Украины, конструктор Михаил Демьянович Борисюк. Во многом благодаря ему в трудных 90-х удалось не только сохранить украинское танкостроение, но и выйти на международные рынки. В 2007 году Михаилу Демьяновичу присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова».

Ленинская премия «догнала» в Харькове



В канун Первомая его неожиданно вызвали в Москву.

– Собирайтесь в Харьков, Михаил Демьянович, – сказали в ЦК партии. – Вы назначены генеральным конструктором завода им. Малышева. Возглавите также конструкторское бюро им. А. Морозова. Нужно создавать перспективный танк, налаживать производство новых комплектующих систем.

Почему с Урала, где Михаил Борисюк возглавлял челябинское СКБ «Ротор», его спешно направили в Украину, никто объяснять не стал. Приказ есть приказ. Он человек военный. 2 мая был в Харькове. 3-го принял конструкторское бюро. Не мог предвидеть генерал-майор Борисюк весной 1990 года, что поставленные перед ним задачи придется решать уже без кооперации, привычной в оборонном комплексе СССР, и что именно ему предстоит отныне создавать украинское танкостроение.

С 18 лет он навсегда связал свою жизнь с бронетанковой техникой. С отличием окончил Саратовское танкотехническое училище, служил в Ульяновске, Западной группе войск в Германии, окончил Академию бронетанковых войск. На личном счету генерального конструктора более 70 изобретений. Начатые в академии разработки продолжил на Урале. В 39 лет назначен главным конструктором специального конструкторского бюро. Ленинская премия за создание здесь мощных видов вооружения «догнала» его уже в Харькове.

В пустыне украинский генерал сам управлял танком


КБ им. А. Морозова работало над совершенствованием танка Т-80УД, который был в серийном производстве, и над перспективными машинами. Но грянула перестройка. Оборонные предприятия остались наедине со своими проблемами и продукцией. Пришлось спасать коллектив, искать для него работу, заказы, заниматься рекламной деятельностью на международном рынке.

– То, что могли делать мы на нашей опытно-производственной базе, – не многим по силам, - рассказывает Михаил Демьянович. – Нам было что показать. И на одной из международных выставок вооружений мы заинтересовали нашей продукцией представителей Пакистана.
В командировках в этой стране он провел более полугода. Когда впервые самолетом доставили два танка в Пакистан, показалось, попали в пекло. Открыли люк, раскаленный воздух словно обжег пламенем: плюс 55 градусов! А в пустыне, когда начались испытания машин, было еще жарче. Генеральный конструктор сам садился за рычаги управления, демонстрируя возможности машины, приспосабливая свое детище к условиям Пакистана. Жаркие условия потребовали корректировки, и украинский генерал с утра до ночи на равных с механиками проверял все новые параметры подвижности, защиты, огневой мощи и работал, работал, работал.

Испытания проходили не только украинские танки. За заказ боролись на тех же полигонах американская, английская, польская, китайская машины. Победил наш харьковский танк Т-80УД! Пакистан закупил 320 машин. Этот заказ подтвердил высокий мировой престиж харьковских танкостроителей – создателей лучшего танка Второй мировой войны Т-34 и дал работу труженикам завода им. Малышева.

Параллельно за короткий срок конструкторы КБ им. А. Морозова под руководством М. Д. Борисюка создали украинский танк БМ «Оплот», который по своим тактико-техническим характеристикам отвечает уровню лучших мировых образцов. Он принят на вооружение украинской армии. По просьбе Турции создан танк «Ятаган». Изготовлены и успешно прошли испытания модернизированный танк Т-64Б, современные бронетранспортеры повышенной проходимости, боевые модули и др. В 1999 году был создан концерн «Бронетехника Украины», объединивший 55 предприятий и организаций. Совет концерна возглавил генерал-лейтенант М. Д. Борисюк.

– Я отвечаю за порученное мне дело – защиту нашего народа и Отечества, – говорил тогда Михаил Демьянович. – Считаю, что защищать свою страну – патриотический долг каждого мужчины. Пока есть государства, границы, их надо охранять. А у армии дожно быть современное и надежное вооружение. Лучше свое, отечественное. Это выгодно и государству, и трудовым коллективам.


Михаил Демьянович гордится тем, что он – харьковчанин, а Украина стала его Отечеством.

– Жить в таком прекрасном городе, с таким трудолюбивым, высокоинтеллектуальным населением, престижно, – признается Михаил Демьянович.

Из досье «ВХ»
Михаил Демьянович Борисюк (1934 г. р.). Генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем – начальник Харьковского КБ машиностроения им. А. Морозова (1990–2011 гг.). Генерал-лейтенант. Доктор технических наук, профессор. Заслуженный машиностроитель Украины. Герой Украины. Лауреат Ленинской премии. Дважды лауреат Государственой премии Украины. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «За заслуги» III ст. и др.