Михаил Борисюк: «Пока есть государства и границы, их надо охранять»

Михаил Борисюк: «Пока есть государства и границы, их надо охранять»
День танкистов, 9 сентября, в Харькове отметили тысячи людей: танкостроители, военнослужащие, студенты и курсанты, ветераны войны и труда.
Всю жизнь посвятил бронетехнике и Герой Украины, конструктор Михаил Демьянович Борисюк. Во многом благодаря ему в трудных 90-х удалось не только сохранить украинское танкостроение, но и выйти на международные рынки. В 2007 году Михаилу Демьяновичу присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова».

Ленинская премия «догнала» в Харькове



В канун Первомая его неожиданно вызвали в Москву.

– Собирайтесь в Харьков, Михаил Демьянович, – сказали в ЦК партии. – Вы назначены генеральным конструктором завода им. Малышева. Возглавите также конструкторское бюро им. А. Морозова. Нужно создавать перспективный танк, налаживать производство новых комплектующих систем.

Почему с Урала, где Михаил Борисюк возглавлял челябинское СКБ «Ротор», его спешно направили в Украину, никто объяснять не стал. Приказ есть приказ. Он человек военный. 2 мая был в Харькове. 3-го принял конструкторское бюро. Не мог предвидеть генерал-майор Борисюк весной 1990 года, что поставленные перед ним задачи придется решать уже без кооперации, привычной в оборонном комплексе СССР, и что именно ему предстоит отныне создавать украинское танкостроение.

С 18 лет он навсегда связал свою жизнь с бронетанковой техникой. С отличием окончил Саратовское танкотехническое училище, служил в Ульяновске, Западной группе войск в Германии, окончил Академию бронетанковых войск. На личном счету генерального конструктора более 70 изобретений. Начатые в академии разработки продолжил на Урале. В 39 лет назначен главным конструктором специального конструкторского бюро. Ленинская премия за создание здесь мощных видов вооружения «догнала» его уже в Харькове.

В пустыне украинский генерал сам управлял танком


КБ им. А. Морозова работало над совершенствованием танка Т-80УД, который был в серийном производстве, и над перспективными машинами. Но грянула перестройка. Оборонные предприятия остались наедине со своими проблемами и продукцией. Пришлось спасать коллектив, искать для него работу, заказы, заниматься рекламной деятельностью на международном рынке.

– То, что могли делать мы на нашей опытно-производственной базе, – не многим по силам, - рассказывает Михаил Демьянович. – Нам было что показать. И на одной из международных выставок вооружений мы заинтересовали нашей продукцией представителей Пакистана.
В командировках в этой стране он провел более полугода. Когда впервые самолетом доставили два танка в Пакистан, показалось, попали в пекло. Открыли люк, раскаленный воздух словно обжег пламенем: плюс 55 градусов! А в пустыне, когда начались испытания машин, было еще жарче. Генеральный конструктор сам садился за рычаги управления, демонстрируя возможности машины, приспосабливая свое детище к условиям Пакистана. Жаркие условия потребовали корректировки, и украинский генерал с утра до ночи на равных с механиками проверял все новые параметры подвижности, защиты, огневой мощи и работал, работал, работал.

Испытания проходили не только украинские танки. За заказ боролись на тех же полигонах американская, английская, польская, китайская машины. Победил наш харьковский танк Т-80УД! Пакистан закупил 320 машин. Этот заказ подтвердил высокий мировой престиж харьковских танкостроителей – создателей лучшего танка Второй мировой войны Т-34 и дал работу труженикам завода им. Малышева.

Параллельно за короткий срок конструкторы КБ им. А. Морозова под руководством М. Д. Борисюка создали украинский танк БМ «Оплот», который по своим тактико-техническим характеристикам отвечает уровню лучших мировых образцов. Он принят на вооружение украинской армии. По просьбе Турции создан танк «Ятаган». Изготовлены и успешно прошли испытания модернизированный танк Т-64Б, современные бронетранспортеры повышенной проходимости, боевые модули и др. В 1999 году был создан концерн «Бронетехника Украины», объединивший 55 предприятий и организаций. Совет концерна возглавил генерал-лейтенант М. Д. Борисюк.

– Я отвечаю за порученное мне дело – защиту нашего народа и Отечества, – говорил тогда Михаил Демьянович. – Считаю, что защищать свою страну – патриотический долг каждого мужчины. Пока есть государства, границы, их надо охранять. А у армии дожно быть современное и надежное вооружение. Лучше свое, отечественное. Это выгодно и государству, и трудовым коллективам.


Михаил Демьянович гордится тем, что он – харьковчанин, а Украина стала его Отечеством.

– Жить в таком прекрасном городе, с таким трудолюбивым, высокоинтеллектуальным населением, престижно, – признается Михаил Демьянович.

Из досье «ВХ»
Михаил Демьянович Борисюк (1934 г. р.). Генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем – начальник Харьковского КБ машиностроения им. А. Морозова (1990–2011 гг.). Генерал-лейтенант. Доктор технических наук, профессор. Заслуженный машиностроитель Украины. Герой Украины. Лауреат Ленинской премии. Дважды лауреат Государственой премии Украины. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «За заслуги» III ст. и др.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей29 июня

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.429 грн
100 USD 2608.01 грн
100 EUR 2941.32 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи