На днях председателю Совета ветеранов работников прокуратуры области Анатолию Соколову исполнилось 90 лет. За его плечами – огромный опыт работы в органах прокуратуры, множество резонансных дел и целая эпоха борьбы со злом.

Начало службы Анатолия Соколова в прокуратуре пришлось на Великую Отечественную войну, и эти непростые годы ветеран помнит до сих пор.

Работа в прокуратуре началась в годы войны


В 1941–1942 гг. Анатолий Соколов был курсантом Волчанской авиашколы, затем ушел на войну. Служил старшим сержантом, бортмехаником эскадрильи. Вскоре был ранен, после госпиталя его назначили замкомандира взвода 11-й ударной мотомеханизированной бригады на Западном фронте. В одном из яростных боев командир взвода был убит, и Соколов взял командование на себя. Он поднял бойцов в атаку и, тяжело раненный, упал, истекая кровью. Восемь долгих месяцев лежал в госпитале, после лечения вернулся домой инвалидом.

Анатолий Александрович вспоминает, как с искалеченной на фронте ногой и осколком под сердцем в феврале 1944 года приехал в Харьков. Опираясь на костыль, вышел из поезда на платформу, где вперемешку с подтаявшим снегом громоздились арматура и горы битого кирпича. Обходя балки и разрушенные строения, вышел на привокзальную площадь -- небольшую площадку с деревянными будочками и ларьками. Истощавшего солдата с легким чемоданчиком везло к матери тогдашнее «харьковское такси» -- подвода, запряженная лошадью-тяжеловозом. Трясясь на подводе, Анатолий Соколов узнавал и не узнавал родные улицы.

В Харькове Анатолий начал искать работу. Как-то на одном из домов в центре города заметил объявление о наборе слушателей в юридическую школу, и через три месяца 21-летнего выпускника школы направили в прокуратуру Киевского района.

Банальное дело о растрате вывело следствие на предателя


Сначала Анатолия Соколова назначили исполняющим обязанности следователя. Работа была ему не знакома (в юридической школе пришлось учиться заочно), к тому же она представлялась более интересной и романтичной. Первое дело, которое ему поручили, разочаровало: по мнению начинающего следователя, оно было не для настоящего мужчины – недостача на базе простыней, наволочек, одеял и матрацев для Харьковского облздравотдела. Следователь старательно собирал материалы, но вереницы молчаливых цифр не давали ответа – расследование зашло в тупик. И тут на помощь новичку-следователю пришел знакомый бухгалтер, и дело сдвинулось с мертвой точки. Выяснилось, что подделкой документов занимался завхоз Красноградской райбольницы. А далее еще интереснее – оказалось, что в период оккупации он служил фашистам в составе зондеркоманды.

Участковый преследовал задержанного до туалета


– Шел 1945 год, война подходила к концу, но нечисти в городе было немало, – говорит Анатолий Соколов.

Дел в конце войны было так много, что бумагам едва хватало места: самые важные хранились в сейфе, другие стопками лежали в столе и даже на полу. Сначала новичку поручали несложные дела: злоупотребления в столовых, спекуляция, подделка документов, денег. Позднее стали доверять разбойные нападения, изнасилования. Среди массы дел Анатолий Соколов вспоминает и курьезные истории. Как-то ему передали анонимное заявление: по ночам в один из дворов на Журавлевке подводами возят подозрительные грузы.

– В то время мясо в магазинах было только по карточкам, а проверка установила, что хозяин перепродает мясо большими партиями, – рассказывает Анатолий Александрович. – При обыске у хозяина двора обнаружили несколько килограммов мяса, а задержанный по подозрению в спекуляции сразу признал себя виновным.

Анатолию Соколову эти несколько килограммов показались подозрительными, он решил простучать доски сарая и обнаружил огромный подвал с коровьими и свиными тушами. И тут хозяин подворья вдруг рванул прочь, за ним помчался участковый милиционер. Но, как выяснилось, конечной целью задержанного был туалет во дворе: кишечник не выдержал эмоционального напряжения. И не случайно: мясные туши были при жизни коровами и свиньями, которых воровали в селах трое подельников спекулянта.

Преподаватель теории КПСС читал книгу Гитлера


В 1945–1946 годах в кабинет Анатолия Соколова пришел преподаватель одного из харьковских вузов и заявил, что узнал в своем коллеге человека, который в период фашистской оккупации открыл мыловарню и обеспечивал мылом немецкие войска. Теперь этот человек преподает в вузе, ни много ни мало читает лекции по теории КПСС, и на груди у него – орден Красной Звезды.

– При расследовании было установлено, что преподаватель действительно был немецким прихвостнем, а документы на кандидатскую степень и орден подделал, – вспоминает Анатолий Александрович. – При обыске у него дома были найдена книга Гитлера «Майн кампф» с дарственной надписью немецкого коменданта Харькова «На память за службу».

После войны разгулялись спекулянты


Послевоенные годы тоже были непростыми. В 1948 году Анатолия Соколова перевели в сложный Ленинский район.

– Это был район железнодорожников, транзитников, торговцев и спекулянтов, – рассказывает ветеран. – В Ленинском районе был самый крупный железнодорожный вокзал, самый большой коммунальный рынок: через них шли потоки пассажиров и грузов из всей страны и кавказских республик. Мы работали буквально день и ночь: главное было – борьба со спекуляцией и преступлениями несовершеннолетних. Разбойные нападения и трупы были каждый день. А кроме того, следователи прокуратуры ежедневно работали на рынке – ловили на горячем спекулянтов.

Как-то Анатолия Соколова чуть не зарезали в рыночной толпе. Спас милиционер – успел схватить нападавшего за руку.

Анатолий Соколов удостоен «Слобожанской славы»
С 1944 года Анатолий Соколов прошел путь от следователя прокуратуры района до первого заместителя прокурора города Харькова. В 1985 году ушел на пенсию, в 1986 году назначен директором республиканских  курсов Министерства юстиции. Старший советник юстиции, заслуженный юрист Украины, почетный член Союза юристов Украины. 20 сентября 2012 года удостоен почетной награды Харьковского облсовета «Слобожанская слава».