Гостья «Прямой телефонной линии ВХ» – ректор Харьковской академии непрерывного образования Любовь Покроева.

Детским садам и школам тоже ставят оценки


– Здравствуйте, Любовь Денисовна. Меня зовут Марина. Насколько мне известно, ваша академия мониторит детские сады и школы. Для чего?
– Раз в десять лет каждое учреждение образования проходит государственную аттестацию. И в детских садах, и в школах критерий оценки один – качество обучения и воспитания, но показатели разные. В дошкольных учреждениях оценивается состояние здоровья детей по показателям заболеваемости, уровню их физического развития. Например, при оценке состояния здоровья детей учитывается количество дней, пропущенных ребенком по болезни, и сравнивается с аналогичным периодом предыдущего года.

Оценивается и подготовка детей к обучению в школе. У родителей существует ошибочное мнение, что ребенок, придя в школу, должен уметь читать, писать и считать. На самом деле шестилетний ребенок должен иметь хороший уровень развития логического мышления (уметь последовательно высказать свою мысль, составить рассказ по картинке, ответить на вопросы по тексту). 

Кроме того, в детских садах работают над чистотой речи детей: к шести годам они должны выговаривать все звуки. К слову, по этим же критериям: состоянию здоровья детей, уровню их подготовленности к школе, – детские сады оценивают и родители, выбирая для ребенка дошкольное учреждение. Мнение родителей – это лакмусовая бумажка в оценке деятельности этих заведений. Когда в середине 1990-х годов массово закрывались дошкольные учреждения, сохранились те детсады, которые посещало больше всего детей.

– А по каким критериям вы оцениваете школы?

– В общеобразовательных школах мониторинг качества образования проводится прежде всего по показателям усвоения школьниками знаний и приобретения компетентностей. Для этого в 4-х, 9-х и 11-х классах ежегодно проводится государственная итоговая аттестация, в ходе которой оцениваются знания учеников по украинскому языку, истории, математике и другим предметам. Эти показатели сравниваются по годам. Если результаты государственной итоговой аттестации ухудшаются – принимаются меры для их исправления. 

Перед государственной аттестацией школы проводят самооценку – сами оценивают себя по нашим протоколам. Затем работают комиссии, созданные органами управления образованием: проверяют школу по целому ряду вопросов: уровню безопасности условий и медицинского обслуживания детей, воспитательной и методической работы, работы психологической службы. Для оценки знаний проводятся контрольные работы по разным предметам. Сравнивая результаты контрольных работ и оценки, выставленные учителями по этим предметам, можно увидеть, не завышаются или не занижаются ли в школе оценки.

– А у нас в области были «школы-двоечники»?

– Очень редко, но бывают школы, которые аттестуют условно, для исправления ситуации им дается год. Если учебное заведение не аттестовано – его нужно закрывать. Эти случаи были единичными, закрывались малокомплектные школы, которые посещало около десятка детей и не было никаких условий для обучения. Какие могут быть знания, если один учитель преподает пять–семь предметов?

В области есть чемпионы по образованию


– Добрый день, Любовь Денисовна. Вам звонит Виктория Николаевна. Меня интересует, какие результаты тестирования показали в этом году школьники нашей области? И сравнивали ли вы уровень знаний детей нашей области и других регионов?

– Наша область уверенно удерживает первое место в Украине в Малой академии наук, не покидает тройку лидеров среди областей по результатам Всеукраинских и международных ученических олимпиад. В прошлом учебном году наши ученики благодаря высоким результатам на олимпиадах по всем предметам вывели Харьковскую область на 1-е место среди других регионов. В турнирах по различным предметам в прошлом учебном году наши ребята тоже стали победителями, и наша область заняла первую строчку в рейтинге областей Украины. Студенты харьковских вузов также добиваются высоких результатов во всеукраинских олимпиадах и конкурсах. 

Особенно мы гордимся победами наших учеников и студентов на международных олимпиадах, где в этом году выпускники школ продемонстрировали высокий уровень знаний, завоевав серебряную и бронзовые медали. Но, к сожалению, по данным ВНО, наша область пока находится на среднем уровне. Если перевести полученные результаты ВНО из 200-балльной системы в 12-балльную, то в среднем по всем тестируемым предметам они на уровне 7–8 баллов. Хотя в этом году уже произошли положительные изменения: в 10 раз выросло число выпускников, которые сдали тесты на максимальное число баллов, и уменьшилось число тех, кто не справился с заданиями ВНО.

Удержать интерес детей к теме – тоже мастерство


– Здравствуйте, Любовь Денисовна. Меня зовут Елена. Недавно на Салтовке открылась частная школа, в нее перешло очень много детей из обычных школ. Дело в том, что в частной – интересные учителя, которые работают по собственной программе. Новаторским учителем нужно родиться или преподавателей можно подготовить в вашей академии?
– Любое частное учреждение, чтобы привлечь учеников, старается использовать новые формы обучения. Это хорошо, и это надо приветствовать. Наверное, со стороны родителям кажется, что, если детям интересно, они будут хорошо учиться. Но вопрос в другом: будут ли в этой школе давать знания, с которыми ребенок на должном уровне сможет пройти ВНО? Нельзя не учитывать, что государственный стандарт обучения единый для всех. Какую бы школу ни закончили дети – с традиционными или нетрадиционными формами обучения, оценивать выпускников и давать путевку в вуз можно только по результатам ВНО. Вы со мной согласны?

– Согласна. Но знания лучше усваиваются, когда их дают не банально. Тем более дети сейчас продвинутые, живые, свободные, и им нужно давать знания не так, как в советской школе. Можно ли наших учителей на это как-то настроить или даже заставить?

– В академии на факультете повышения квалификации каждый год учатся 6,5 тысячи воспитателей, учителей, руководителей и их заместителей, школьные психологи, библиотекари, преподаватели общеобразовательных дисциплин ПТНЗ и ВНЗ І–II уровней аккредитации. Мы учим учителей внедрять инновационные технологии обучения, использовать активные и интерактивные формы. 

Кроме того, учителя вынуждены меняться вместе с перманентным процессом реформирования и модернизации общего среднего образования. Новые программы, учебники, которые учителя осваивают вместе со своими учениками, требуют не только новых знаний, но и новых компетентностей, например владения ИКТ-технологиями. Учителя сами стремятся овладевать интерактивными формами и методами обучения – без них сегодня невозможно вызвать и поддерживать интерес к обучению, особенно в старших классах.

Школьная программа еще на пути к совершенству


– Любовь Денисовна? Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Скажите, пожалуйста, почему при нашем хваленом образовании родителям все равно приходится нанимать детям репетиторов, отправлять на платные дополнительные занятия? Получается, школа не дает достаточных знаний или специально вынуждает родителей раскошеливаться?
– Для нашей системы образования этот вопрос, конечно, неприятный, но проблема существует. Очевидно, одна из причин кроется в устоявшихся стереотипах: будто школа не дает нужных знаний и ребенок должен обязательно пройти подготовительные курсы для поступления в вуз. Вторая причина – страх перед тестированием.

– А может, все-таки хромает наша школьная программа или учителя недорабатывают? 
– Объективная причина заключается в том, что наше образование с момента объявления независимости Украины находится в стадии реформирования и модернизации. И пока формирование модели украинского образования не окончено. С 2001 года ежегодно внедряются новые программы, а учителю нужно время, чтобы их освоить. С этого года, например, введены новые государственные стандарты обучения для начальной школы, с 1-го класса внедряются новые предметы и учебники, новые программы в 5-х классах, и все это создает дополнительные трудности для учителей. Кроме того, продолжается процесс создания учебно-методического обеспечения образования: большинство учебников не могут удовлетворить ни учителя, ни ученика, что влияет на качество обучения.

Трехлеткам пора взрослеть


– Добрый день, Любовь Денисовна. Вам звонит Татьяна. Недавно мы отдали в садик трехлетнего ребенка, и воспитатель озвучила требования, которым мы были очень удивлены. Например, она сказала, что ребенок в этом возрасте должен уметь одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, подавать взрослому стул. Нам сказали, что эти требования согласованы со специалистами. Мне хотелось бы узнать, насколько трехлетний ребенок может делать все, что требуют в детском саду?
– Это обязательное и совершенно реальное требование для трехлетнего ребенка, которое, кстати, известно уже давно. Эти требования прописаны в программах, разработанных специалистами на государственном уровне.

– Но в нашей группе, например, никто из детей выполнять эти требования не может. Это значит, наши дети не соответствуют какому-то уровню?

– Думаю, что это мамы недоработали. Начиная с полуторагодовалого возраста детей надо приучать к самостоятельности. Сами посудите – разве успеет воспитатель с помощником помочь всем детям одновременно? И хотя в детском коллективе малыши быстрее приобретут эти навыки, вы тоже помогайте воспитателю. Не нужно стараться все делать за ребенка.

Личное дело
Покроева Любовь Денисовна родилась 11 февраля 1949 г. в г. Мерефа Харьковской области.

В 1966 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 11 г. Харькова.

В 1967 году поступила в Харьковский государственный педагогический институт им. Г. С. Сковороды, окончила его в 1972 году.

С 1966 г. работала воспитателем детского сада № 124 завода им. Малышева, затем в харьковских дошкольных учебных учреждениях № 236, 222 и № 337 – воспитателем-методистом.

С 1978 по 1983 гг. – инспектор отдела образования исполкома Харьковского облсовета. С 1983 г. занимала различные должности в отделе образования исполкома Харьковского горсовета: методиста, инспектора, и. о. заведующего, заместителя заведующего гороно.

С 1994 г. – директор научно-методического педагогического центра управления образования Харьковского горсовета. 

С 2001 года и по настоящее время – ректор коммунального высшего учебного заведения «Харьковская академия непрерывного образования». 

С 2006 по 2010 гг. – депутат Харьковского облсовета V созыва.

Кандидат педагогических наук, доцент. Имеет почетное звание «Заслуженный работник образования Украины», почетный знак Министерства образования и науки Украины «Василий Сухомлинский», почетную награду Харьковского облсовета «Слобожанская слава».

Хобби – чтение. Замужем, двое детей и трое внуков, младшей внучке – 1 год.