В воскресенье, 28 октября, в Украине отмечается 68-я годовщина со дня освобождения от немецко-фашистcких захватчиков.

О тех событиях не понаслышке знает почетный гражданин Харькова, полковник в отставке Дмитрий Афанасьевич Крячко, который прошел войну от первого до последнего дня. 24 октября ему исполнилось 88 лет.

– Вы с честью прошли Великую Отечественную войну, защищали Родину в кровопролитных боях и сражениях. Многие поколения харьковчан признательны вам за ваш подвиг, а также за многолетний неустанный труд на благо Харькова. Ваши отвага и мужество в период войны, многочисленные достижения в работе отмечены на высшем государственном уровне. Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, мира, счастья и благополучия! – поздравил ветерана харьковский городской голова Геннадий Кернес.

16-летним парнишкой отправился в разведку


После нападения фашистской Германии Дмитрий Крячко в числе 18 ребят, окончивших в июне 1941-го Андреевскую сельскую школу, отправился в Балаклейский райвоенкомат и попросился на фронт добровольцем. Разведорганы обратили внимание на смышленого, шустрого парнишку. Диме дали задание – перейти через линию фронта и собрать сведения о противнике.

– Был я тогда худенький, щупленький, рост 155 см, одет невзрачно, – вспоминает ветеран.
– Я должен был выйти на хутор Пигунивка и там, остановившись у тети Глаши и дяди Егора, ожидать следующего связного, который расскажет, что делать дальше.

Благополучно миновав линию фронта, парнишка нашел нужную хату и попросился на ночлег. Тетя Глаша встретила его приветливо, накормила и спать уложила. А утром сердобольная женщина предложила мальчонке остаться.

– А мне только того и надо, – рассказывает Дмитрий Крячко. – Остался, доил корову Риту, ухаживал за свиньями… А ночью пришел полицай – здоровый детинушка. Арестовал меня как чужака и запер в сыром подвале.

Прибежала тетя Глаша, плачет: это, мол, наш племянник, отпустите. Принесла еду, обувь, теплую одежду. А ночью другой полицай – молодой парень с карабином за плечом повел Диму за село. «На расстрел!» – мелькнула в голове юного разведчика догадка.

Вышли за околицу, а он и говорит: «Стой!» И лезет за пазуху, но вместо пистолета вытаскивает бумагу: «Вот твой пропуск…» – продолжает рассказ Дмитрий Афанасьевич. – Оказывается, это был партизан, который «работал» в полиции. Он подсказал мне, как безопаснее подобраться к вражеской группировке.

Через сорок лет после войны Дмитрий Крячко снова встретился с доброй украинской женщиной, которая в 1941-м приняла его как родного, спасла от холода и голода.

Хутор нашли с трудом – столько лет прошло. Узнали, что и тетя Глаша, и дядя Егор живы, подъехали к дому. Народ собрался: к кому же гости пожаловали?

Приходит тетя Глаша с огорода, жена Дмитрия Афанасьевича спрашивает: «Вы тетя Глаша?» Та говорит: «Я». – «А вы этого мужчину знаете?» – «Нет», – говорит. «А у вас корова Рита была?» – «Была», – отвечает. «А мальчик у вас жил, который ее доил?»

– Ох, как бросится мне на шею тетя Глаша. Как она плакала, и все люди вокруг рыдали. Вот так через 40 лет я появился в ее доме с подарками, – прослезился и Дмитрий Афанасьевич.

Среди погибших нашел свое имя


С первого до последнего дня он прошел войну в звании рядового. Участвовал в оборонительных боях при отходе наших войск на восток за реку Дон. Служил в составе стрелкового полка на Юго-Западном, Донском и Воронежском фронтах. В составе 514-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии освобождал Харьков. А в марте 1943-го в составе 179-й танковой бригады 25-й гвардейской дивизии в районе Тарановки и Соколово (под Харьковом) пришел на поддержку чехословацкого батальона полковника Людвига Свободы.

Этот бой отличался необычайной жестокостью, вспоминает ветеран. Во время тяжелейших сражений Дмитрий Крячко был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. А его сестра  получила похоронку.

...Через 60 лет после памятных боев под Харьковом фронтовик получил в подарок 18-й том областной Книги памяти, рассказывающий именно об этих боях.

– Раскрыл книгу и… глазам своим не поверил – среди погибших нашел свое имя, – рассказывает ветеран. – Вот так и узнал, что похоронен в селе Тарановка в братской могиле.

А вскоре Дмитрий Афанасьевич вместе с женой и внуком отправился к месту «своего» захоронения.

– На плитах с фамилиями погибших нашел букву «К», – вспоминает фронтовик, – и надпись: «Крячко Дмитрий Афанасьевич», дата рождения и смерти.

Можно было, конечно, начертить напротив фамилии звездочку или вовсе убрать надпись с плиты, но ветеран решил: пусть остается. Ведь главное – он жив.

Дважды прошел по Красной площади победным шагом


В 1945-м Дмитрия Крячко откомандировали в московское пограничное училище. И 24 июня 1945 года он вместе с курсантами-фронтовиками училища маршировал по Красной площади. Грудь рядового Крячко украшала самая дорогая для него награда — медаль «За победу над Германией».

А в 2005 году Дмитрий Крячко снова принял участие в параде в Москве, только на этот раз – посвященном 60-й годовщине великой Победы. На память об этом событии у Дмитрия Афанасьевича остались карманные золотые часы от министра обороны России и наручные часы от российского президента Путина, с которыми, кстати, ветеран не расстается.

Фронтовые истории доводят студентов до слез


Сегодня полковник в отставке Дмитрий Афанасьевич Крячко –  почетный председатель комитета ветеранов войны Харьковского областного совета организаций ветеранов Украины. Он поддерживает отношения с областной организацией «Книга памяти» – официальным органом, который занимается розыском фронтовиков, захороненных на харьковской земле.

– Раздается звонок из Санкт-Петербурга, – рассказывает Дмитрий Афанасьевич. –  Мужчина три года разыскивает своего погибшего на фронте дядю, который, по последним данным, похоронен на Харьковщине в Купянском районе. Я связываюсь с председателями нескольких сельсоветов. И один из них, изучив памятник на братской могиле в своем населенном пункте, обнаружил там фамилию этого человека. Петербургских гостей, вскоре приехавших на могилу родственника, как и положено, встретили по-украински – борщом с пампушками и варениками с вишнями.