Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – начальник управления Украинской транспортной инспекции в Харьковской области Евгений Федорчук.
Валидаторы добавят удобства пассажирам
– Евгений Данилович, здравствуйте. Меня зовут Константин. Скажите, стал ли лучше работать горэлектротраспорт после реформирования ХТТУ?
– В свое время КП «Горэлектротранс» ежегодно получало от города от 50 до 150 миллионов гривен и пускало их на погашение долгов по заработной плате. Сложившуюся ситуацию необходимо было менять в корне. Приняли решение раздробить это предприятие на пять: два трамвайных депо – Октябрьское и Салтовское, два троллейбусных – второе и третье (они стали самостоятельными юридическими лицами – коммунальными предприятиями), а также КП «Горэлектротранс-Сервис». В ведении последнего находятся путевое хозяйство, контактные сети, тяговые подстанции – вся инфраструктура, необходимая для работы перевозчиков.
За год с небольшим произошли грандиозные изменения: сегодня во всех четырех депо долгов по зарплате нет, в помещениях отремонтированы тысяча квадратных метров кровли, установлены пластиковые окна. А КП «Горэлектротранс-Сервис» получаемые от города деньги направляет на развитие. Так, уже в прошлом году в Харькове реконструированы три больших трамвайных переезда (пр. Гагарина – ул. Кирова, ул. Кирова – Московский проспект, ул. Кирова – ул. Броненосца Потемкина). Сегодня проезжать по ним одно удовольствие. Идет работа над переездом ул. Сумская – ул. Маяковского с использованием современных технологий. В планах еще два крупных и достаточно сложных переезда – ул. Академика Павлова – ул. Героев труда и ул. Академика Павлова – Московский проспект. Обновляется контактная сеть, ремонтируется путевое хозяйство. То есть деньги город вкладывает уже в развитие, а не в так называемое проедание.
– Добрый день, Максим Сергеевич беспокоит. Евгений Данилович, говорят, что харьковские трамваи и троллейбусы оборудуют валидаторами, как в метро... Зачем?
– Действительно, такая идея есть, и я полностью ее поддерживаю. Если карточки, которые сегодня действуют метро, будут работать и в терминалах трамваев, троллейбусов, автобусов, это только добавит удобства пассажирам.
Более того, с помощью валидаторов можно будет отследить точное количество льготных пассажиров в наземном транспорте. А значит, будет определена и четкая сумма компенсации за перевозку льготного контингента, у города появятся законные основания не просить, а требовать у государства ее возмещения. На сегодняшний день эта цифра виртуальная. И компенсация за перевозку лиц льготного контингента мизерная – порядка 10-15% от заявляемого.
Каждый таксист должен иметь лицензию
– Здравствуйте, Сергей беспокоит. Евгений Данилович, сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров на такси? Как ее можно получить? Слышал, что для этого необходимо собрать около 40 разных документов – справки, страховки, договора...
– Вам необходимо обратиться в управление Укртрансинспекции по адресу: пр. Гагарина, 129 с техпаспортом на автомобиль. Там вы пишите заявление, платите 1118 гривен в бюджет Украины и получаете лицензию на неограниченный срок. Как правило, вся процедура занимает не более двух с половиной недель.
Хочу напомнить, что лицензирование такси – это обязательная процедура, на каждую машину должна быть оформлена лицензионная карточка. Но, к сожалению, большинство харьковских таксистов на сегодняшний день работают «по черному». Хотя в скором времени, я уверен, ситуация кардинально изменится – уже готовится постановление Кабмина, которое повлечет за собой создание крупных предприятий на рынке таксомоторных перевозок, где машины перед выездом на смену будут проходить обязательный технический осмотр, а водители – медицинский. Диспетческая служба станет единой, и заказы будут получать исключительно машины, имеющие лицензии.
– То есть так, как это было сделано в Харькове с автобусными перевозками?
– Верно. На сегодняшний день из 70 перевозчиков в Харькове осталось 12. У каждого есть своя база, и если машина «ночует» под домом или на стоянке, а не на территории предприятия – это уже ЧП. На каждом предприятии контролируется режим труда и отдыха водителя, техническое состояние автомобиля. Харьков – единственный город в Украине, где произошла, можно сказать, революция на рынке автобусных перевозок.
Нерадивый водитель попадет в черный список
– Добрый день. Меня зовут Николай Александрович Бабич, пенсионер, 75 лет. Евгений Данилович, со мной произошла очень неприятная ситуация: когда я заходил в маршрутку, водитель, видя пожилого человека, специально захлопнул двери и травмировал мне руку. Да еще и прикрикнул: «Задняя дверь есть, чего ты сюда прешься...» Очень мне обидно стало, я пожаловался руководителю автопредприятия, где работает этот грубиян, там признали, что водитель был не прав – и... не более того. Скажите, куда еще может пожаловаться обиженный пассажир-льготник? В горсовет – бесполезно.
– Тут я с вами не согласен – на вашу жалобу в горсовете обязательно отреагируют и примут меры. Это я вам заявляю, как человек, два последних года проработавший на должности заместителя директора Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета. По всем жалобам, которые туда поступали, мы вызывали «на ковер» директора предприятия и провинившегося водителя. При этом, как правило, присутствовали люди, от которых поступили нарекания. В 90% я требовал от руководителя предприятия принести мне копию трудовой книжки нарушителя с записью, что этот водитель уволен. Только с начала года около 200 водителей автобусов лишились работы за неподобающее отношение к пассажирам-льготникам. Более того, составлен черный список таких горе-водителей, которых после увольнения не примут на работу ни в одно АТП города.
Кроме того, городской голова Геннадий Кернес проводил встречи с ветеранами во всех районах города, куда приглашал и перевозчиков. Если на этих собраниях поднимался вопрос о неудовлетворительном отношении водителей к пассажирам льготного контингента, перевозчиков выстраивали перед людьми и им высказывали свои претензии прямо в лицо. Так что в Харькове ведется серьезная борьба с нарушением прав пассажиров-льготников.
Особо хочу подчеркнуть, что Харьков единственный город в Украине, где всех водителей маршрутных автобусов обязали соблюдать законодательные нормы в части перевозки лиц льготного контингента. То есть все 29 льготных категорий, причем без ограничения числа таких пассажиров на одну поездку, маршрутки должны перевозить бесплатно.
И сегодня уже на должности начальника управления Уктртрансинспекции я продолжаю практику, начатую в горсовете. Льготник может обратиться ко мне напрямую по телефону 050-300-85-60. Но лучше, если вы напишите письменное заявление -- оно станет основанием для проведения внеплановой проверки предприятия.
– Скажите, штрафные санкции для нарушителей предусмотрены?
– Конечно. За отказ везти льготника предусмотрен штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов, то есть 170 гривен. Санкция применяется к руководителю предприятия, а уж тот, поверьте мне, найдет способ приструнить нерадивого водителя, доставившего ему столько неприятностей.
Чужака вычислят сами водители
– Евгений Данилович, здравствуйте. Меня зовут Софья Петровна. Скажите, обязан ли водитель маршрутки выдать билет пассажиру?
– В обязательном порядке. Каждый пассажир в маршрутке, оплачивая проезд, автоматически застрахован (страховка входит в стоимость проезда). Но основанием для выплаты страховки является именно билет. Пассажир, оплачивая проезд в маршрутке, должен потребовать его у водителя. У каждого водителя есть необходимый запас билетов, однако водители билеты выдают только по требованию, а пассажиры практически никогда этих требований не выдвигают.
– Добрый день. Меня зовут Татьяна Михайловна. Евгений Данилович, есть ли сегодня в Харькове случаи нелегальных автобусных перевозок? Если помните, в начале года было ДТП, в которое попала маршрутка. Говорили, что за рулем был частник, который не числится ни в одном автопредприятии города.
– Для Харькова подобный случай – редкость. Если даже на улицах города вдруг появится нелегал, чужака моментально вычислят другие водители, которые прекрасно знают, кто работает на их маршруте.
– Евгений Данилович, я живу в Харьковской области. Автобус у нас возит льготников бесплатно только два раза в неделю. Это законно? Меня зовут Нина Григорьевна.
– На сегодняшний день в области работают около 100 перевозчиков. При этом если на район дается пять или десять маршрутов, два или три из них – прибыльные, остальные, как правило, работают «в ноль» или вообще убыточные. Компенсацию за льготников государство выплачивает частично. Понятно, что перевозчик не сможет работать, если каждый день автобус будет ездить в село и обратно пустой. Поэтому либо главы администраций, либо председатель сельсовета после обсуждения с общественностью принимает решение на местном уровне сделать льготные дни. Да, это не по закону – просто находят компромисс. Иначе ни одного перевозчика в области просто не останется – никто работать себе в убыток не будет.
Ситуацию, конечно, нужно менять, и область тоже переходит на такое пакетирование перевозчиков, как в Харькове.
Личное дело
Евгений Данилович Федорчук родился в 1956 году. В 1973-м окончил школу, затем отслужил в армии, окончил Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. Трудовую деятельность начал на транспортном предприятии, прошел путь от ученика автослесаря до директора.
С 2004 по 2010 год – начальник управления по делам защиты прав потребителей.
2010–2012 гг. – заместитель директора Департамента транспорта и связи Харьковского городского совета.
С июля 2012 года – начальник управления Укртрансинспекции в Харьковской области.
Женат, имеет двоих детей.
С 2004 по 2010 год – начальник управления по делам защиты прав потребителей.
2010–2012 гг. – заместитель директора Департамента транспорта и связи Харьковского городского совета.
С июля 2012 года – начальник управления Укртрансинспекции в Харьковской области.
Женат, имеет двоих детей.