На топливном рынке вновь тревожно. Нефтетрейдеры жалуются, что высококачественный импортный бензин, произведенный на современных зарубежных НПЗ, «тормозит» таможня, затягивая процесс оформления на границе.

Задержки коснулись всех крупных поставщиков, а некоторые эксперты утверждают, что делается это с целью монополизирования рынка ввоза топлива. Безусловно, это не может устраивать ни владельцев АЗС, ни тем более потребителей, ведь при таком раскладе практически гарантированно поднимутся цены, да и качество, скорее всего, снизится.

Тем не менее, дорогое «именное» топливо со стел АЗС не исчезло, поэтому специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить, из какой же «базы» нынче делают «премиальный» бензин, который априори должен быть стандарта Евро 5 и содержать очищающие присадки.

В этот раз отбор проб «девяносто пятого» произошел на АЗС девяти компаний, которые, в значительной мере формируют рынок. Под прицел «попали» WOG («Mustang»), ОККО («Pulls»), Лукойл («Экто»), ТНК («Pulsar»), Shell («V-power nitro»), Укрнафта («Energy»), КЛО («Ventus»), Socar («Nano») и А-95 + от сети заправок Укравто. Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ 4839:2007 (Евро, вид 1). Напомним, что в Украине все еще действуют два стандарта качества бензина. «Неубиваемый» ДСТУ 4063-2001, который все никак не отменят, и современный ДСТУ 4839:2007 для «евротоплива».

Главный вывод, полученный в лаборатории, – большинство проб оказались высокого качества, соответствовали своей немалой цене. Из девяти участников только один образец оказался не «европейцем», а «безымянным украинцем».

Первым делом проверили октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Результаты порадовали – все уложились в норматив, а некоторые продемонстрировали изрядный запас.

Остальные показатели химического состава проб тоже оказались практически идеальными. Механических примесей, воды и помутнения топлива не было ни в одной пробе. Порадовало и содержание серы. Если ее в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. Лишь образец «Energy» от Укрнафты оказался бензином, наверняка произведенным в Украине, серы в нем обнаружено 130 мг/кг. Это соответствует требованиям ДСТУ 4063-2001, но как минимум в тринадцать раз больше, чем у конкурентов.

В целом, можно констатировать, что качество «именного» топлива держится на высоком уровне, несмотря на проблемы с поставками.