Во всех районах Харькова появятся учебные учреждения, приспособленные для детей с ограниченными физическими возможностями.

Такое решение приняли на сессии Харьковского городского совета. Как сообщила заместитель директора Департамента образования Татьяна Стецюра, всего в учебных учреждениях городской системы образования получают знания 1081 ребенок с ограниченными для обычного обучения возможностями. Из них детские сады и школы посещают 729 детей, а 352 ребенка учатся дома по индивидуальной программе (не все ребятишки, которые учатся по индивидуальной форме обучения, нуждаются в классах с инклюзивным обучением, например ослабленные дети, с заболеваниями, которые не позволяют им находиться продолжительное время в детском коллективе).
Большинство детских садов и школ мало приспособлены для детишек или пап  и мам с особыми потребностями. Лишь 38 таких заведений оборудованы пандусами и только в единственной школе – №124 созданы архитектурные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в этой школе есть пандус, установлены лифты и подъемник в столовой, оборудованы специальные гигиенические комнаты.

В следующем году в каждом районе Харькова определят детсад, школу и внешкольное учреждение, которые будут работать по созданию условий для инклюзивного обучения. Как сообщила Татьяна Стецюра, харьковские учреждениях образования предполагают оснастить не только пандусами и подъемниками для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, но и сделать доступными с нарушениями зрения и слуха, установив специальные ограничители на ступеньках, сигнальные цвета, цветовую разметку, контрастные цветовые полосы, тактильные указатели. Однако назвать сроки, когда детские сады и школы будут полностью адаптированы к возможностям детей и родителей с ограниченными возможностями, невозможно, считает Татьяна Петровна.

– Оборудование детских садов и школ средствами доступности будет происходить постепенно, в зависимости от возможностей бюджета города,  – отмечает Татьяна Стецюра. – Главное – начать готовить базу для реализации этой программы. Всех нас нужно готовить к тому, что это нормально, когда в школе без отрыва от семьи учится ребенок с ограниченными возможностями. Сейчас дети с особыми потребностями учатся в интернатах, их на пять дней в неделю отрывают от семьи. После окончания интерната ребенок тяжело адаптируется среди здоровых людей. Многие не могут поступить в вуз, у них возникают сложности на работе. Поэтому в Европе дети с особыми потребностями учатся в обычных классе, где они сразу социализируются.

Учить толерантности будут не только педагогов, но и родителей, в детских садах и школах будут проводить разъяснительные мероприятия,  организовывать клубы по интересам для детей с особыми потребностями и их родителей.