В День всех влюбленных в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства открылась выставка фотохудожника Эдуарда Странадко «Девяностые».

Эдуард Странадко – полтавчанин, но он частенько бывал в нашем городе: приезжал из Полтавы на концерты, посещал знаменитый винный подвальчик в начале Сумской. 

– Я обожаю Харьков, – признается фотохудожник. – Здесь можно фотографировать день и ночь, здесь еще остались колоритные одноэтажные домики, уголки, где развлекалась местная молодежь.

Несколько десятилетий назад бренд «Вечернего Харькова» очень выручил фотохудожника.

– Как-то в Харьков приезжал Макаревич – это был один из первых, еще запрещенных, его концертов, – вспоминает Эдуард Странадко. – У меня был билет в 27-м ряду, и чтобы сделать снимок, я пробрался ближе к сцене. Меня остановила милиция: «А вы из какой прессы?» Я ответил: «Из «Вечернего Харькова» – и меня пропустили.

Девятностые – его радость и печаль. На открытие выставки Эдуард Странадко специально надел малиновый пиджак – красноречивый прикид тех лет. Снимки сделаны два десятилетия назад, в основном в Санкт-Петербурге, где он прожил пять лет. Его работы пронизаны потоками света и всеми оттенками грусти.
 
– Почему девяностые? Кислород либо есть, либо его нет. Кислорода в 60-х и 90-х годах было с избытком: новые мысли, новые творческие идеи, – вспоминает фотохудожник. – Хотя, конечно, 90-е – это и мода на спортивные штаны, банды. Правда, бандиты были моими спонсорами. А как-то я попросил у одного из владельцев магазина денег на выставку. «Конечно», – ответил он мне, назначил время и место. Я приехал, подъехали три «девятки», вышли бандиты. Оказывается, они тоже явились за деньгами. Я встал в «очередь».

Накануне выставки в Харькове Эдуард попал в реанимацию, но на выручку пришли харьковские фотохудожники. Помогли с организацией – и выставка состоялась.
На черно-белых снимках – его жена-итальянка, друзья, знакомые. Персонажи одеты в стиле 20–60-х годов прошлого столетия.

– Мои герои одеты в платья моей бабушки и в дедушкины пиджаки. Возможно, в такой одежде они чувствуют себя неюутно, зато этот неуют компенсируется одухотворенностью. Я забрал бы эти фото с собой в могилу, – признается автор.

– Эдуард Странадко заточен на жизнь вокруг. Мы бродили по Харькову, я извлекал фотоаппарат один раз, а он успел поменять несколько пленок, – рассказывает известный фотохудожник Владимир Оглоблин. – Девяностые  годы – особые, и этот камерный фотографический мир Странадко наиболее полно передает атмосферу растерянности, грусти, романтики, которая вроде бы уже уходит, но еще не возникло ничего нового. Для меня эти работы стали  открытием.

Чтобы познать всю глубину черно-белых фотоснимков Эдуарда Странадко и сполна погрузиться в атмосферу девяностых, Владимир Оглоблин советует посмотреть работы не один раз.

Выставка завершится 28 февраля.